Содержание учебного материала:
Основные традиции изучения конфликтов: философско – социологическая традиция, психологическая традиция изучения конфликтов. Основные теоретические подходы в психологии конфликта. Современные теории конфликтов. Современные тенденции в подходах к психологии конфликтов: признанное и спорное.
1 ) Философия Древней Греции (6-7 в. до н.э.) – первые знания о социальных конфликтах. Гераклит считал, что «…в мире все рождается через войну и распри. Единственный закон, царящий в космосе - это война. Одним она определяет быть богами, другим – людьми, одних она сделала свободными, других-рабами.
2) Средние века 12-13в. - изучение социальных конфликтов с точки зрения религии. Фома Аквинский считал, что войны доступны в жизни общества, но они должны быть справедливы, на них должна быть дана санкция со стороны государства.
3) Эпоха Возрождения 14-16в. – изучение гуманизма с точки зрения гуманизма, разума, гармонии человека и способности преодолевать конфликты.
|
|
4) Эпоха Просвещения 17-18в. – осуждение конфликта, поиск путей их преодоления. Пристли, Дидро, Руссо, Вольтер, Кант, Гегель. Выступают с резкой критикой вооруженных конфликтов. Главная причина конфликтов кроется в социальной поляризации между накопленным богатством с одной стороны и привязанным к труду классом с другой. Задача государства, по мнению авторов - представление интересов всего общества и регулирование конфликтов.
5) Первая половина 19в. Появление исследовательского подхода в изучении конфликта. Конфликт рассматривается на различных уровнях.
6) Вторая половина 19в. и первая пол. 20в. Становление теории конфликта как самостоятельной теории.
7) Конец 20в. – нач. 21в. Развитие теории конфликта с собственной проблематикой, формирование конфликтологии как науки.
19в.- «теория эволюции» Ч. Дарвин. Развитие в живой природе осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание. Механизм развития живой природы – естественный отбор наиболее приспособленных видов для продолжения жизни.
Людвиг Гумплович «Социалдарвинизм»:
1.конфликты являются сущностью исторического процесса
2.дифференциация общества на господствующих и подчиненных явление вечное
3.конфликты способствуют единству общества, образованию более широких объединений.
Георг Зиммель – впервые вводит термин «социология конфликта». Основные положения:
1. интенсивность конфликтного взаимодействия влияет на существование группы
2.острота конфликтного взаимодействия ведет к сплачиванию внутри группы
3.частые, но небольшие конфликты ведут к усилению внутригруппового единства, созданию норм, регулирующих отношения.
|
|
Таким образо, конфликт носит позитивный характер, является условием социальных образований, укрепляет принципы и нормы социальных групп.
Эмиль Дюркгейм– конфликт – это универсальное явление социальной жизни, но не менее универсальное сотрудничество, взаимообмен и сплоченность людей.
Условием универсального сотрудничества является система коллективно разделяемых обязанностей, целей, убеждений, образцов поведения, наибольшее значение в сближении людей играет нравственность.
Эта концепция идиалистическая.
Макс Вебер общество-это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные статусные группы. Положения индивида связано с социальным статусом. Отсюда, Вебер считает, что конфликты в обществе неизбежны. Однако он разработал идеальную модель организации, где все функции регламентированы и четко разделены, где существуют четкие инструкции и контроль исполнения. В такой организации конфликтов быть не может.
Артур Шопенгауэр– конфликты можно преодолеть, обуздав эмоции. непитать неприязни, никогда не показывать своего гнева либо ненависти – условие бесконфликтности.
Карл Маркс– социальные конфликты в условиях острой классовой борьбы неизбежны. В условиях уничтожения частной собственности может быть создано безконфликтное общество.
К нач. 20 в. сложилиь следующие представления о конфликте:
1.Конфликт – нормальное социальное явление
2. Конфликт –присущ природе человека
3. Конфликт выполняет позитивные функции в процессе общественного развития
4. противоположность между правящим меньшинством и угнетаемым большинством явление вечное.
Современные теории конфликта (20в.)
С 20-30 гг. появляются первые научные школы конфликта.
1. Структурно – функциональные – Толкот, Парсонс. Общество – это система отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. Возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, а именно как противоречие между внутренними физиологическими потребностями человека и потребностями в социальных отношениях. Он считал, что существуют саморегулирующиеся организмы общественной жизни, которые поддерживают устойчивость всей системы. Пути достижения – согласие и равновесие.
2. Индустриальная школа / школа человеческих отношений – Мэйо. Существует несовместимость природы человека с жесткой иерархией подчиненности в организации. В организации можно создать бесконфликтную модель, если:
1)строго нерегламентировать деятельность;
2)справедливо вознаграждать;
3)благоприятный социально-психологический климат;
4)использовать демократический стиль управления;
5) должны быть все равны в организации.
3. Теории человеческой конфликтности / теория психоанализа Фрейд. –внутриличностный конфликт – это столкновение внутри личности бессознательных психических сил, главным из которых является либидо, и нобходимо выжить во враждебной индивиду среде.
4. Эрик Берн. Синтез идей психоанализа и интеракционизма. Теория трансактного анализа. В ходе взаимодействия люди осуществляют трансакцию, если реализующиеся трансакции не пересекаются, то взаимодействие бесконфликтное.
5. Ральф Дарендорф. Концепция конфликтной модели общества.
1) конфликт имеет порзитивные функции, так как является источником инновации и социальных перемен.
2) любое общество имеет борьбу за власть, основанную на господстве и подчинении и поэтому оно конфликтно.
3) способы регулирования конфликтов – ценностные установки, организованность, правила.
Впервые выделили:
Позитивные функции конфликта – 1) мягкие конфликты могут предотвратить более серьезные конфликты. 2) Конфликты разряжают накалившуюся атмосферу. 3) формируют умения решать спорные проблемы цивилизационным путем. 4) поощряют творчество. 5) являются способом измерения силового потенциала конкурента.
|
|
Негативные функции конфликта – ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, замедлению принятия решений.
Козер «Концепция позитивно-функционального конфликта»:
1. не существует социальных групп бесконфликтных отношений
2. конфликты несут позитивные значения для общественных систем и их смен
3. чем больше в обществе конфликтов, тем лучше для единства в обществе
4.чем большие лишения переживают ущемленные группы, тем более верояно, что они станут инициаторами конфликта
5.чем острее конфликты, тем больше вероятность, что в группах укрепится структурная и моральная сплоченность
6.в основе любого конфликта лежат личные интересы индивидов, обреченных принимать решения на макроуровне.
К началу 21в. сложилось 2 основных направления в изучении конфликта:
1) изучение собственно конфликтов
2) изучение природы мира и пути достижения согласия.
Отечественная конфликтология:
До 70гг 20в. отсутствовали теории, посвященные конфликтам. С 70-80гг появляется 2 основных направления изучения конфликтов в России:
1) изучение общей теории конфликтов, то есть изучение видов, функции, понятия конфликтов с точки зрения юридического аспекта. (Дмитриев, Кудрявцев)
2) социология конфликтов – изучение социально-политических процессов, происходивших в обществе. (Здравомыслова)
В 80гг. появляются первые прикладные исследования, связанные с именами Бородкина, Коряк, Нечепоренко.
Сейчас сформировались 3 точки зрения на понятие конфликт в России:
1) Конфликт – это противоречие, различие между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов.
2) Конфликт – это некое противодействие и противоборство, как стремление нанести ущерб оппоненту.
3) Конфликт – это негативные эмоции и чувства участников конфликтного взаимодействия.
Таким образом, конфликт изучается на трех основных уровнях:
1)философско-социальный – когда изучаются влияния социальных процессов в обществе на возникновение и протекание конфликтов
|
|
2)организационно-социологический – изучает влияние групп, коллективов на возникновение и протекание конфликтов
3)индивидуально-психологический – изучает личностные характеристики поведения в конфликтах