На тяжёлых магистральных самолётах гражданской авиации в системах управления закрылками введена следящая система, обеспечивающая установку закрылков в положение, заданное рукояткой закрылков, также система контроля за синхронностью перемещения левых и правых секций закрылков, контроль за нагрузками, действующими в трансмиссии и др.
Система управления закрылками самолётов Ту-154М.
На самолетах Ту-154М используются двухщелевые закрылки, которые на этапах взлета или посадки выпускаются на угол от 0° до 45°.
В убранном положении закрылки образуют заднюю часть профиля крыла, а при выпуске - отклоняются вниз с одновременным смещением назад (см. рис. 10.9).
Самолет оборудован четырьмя закрылками - двумя внутренними, расположенными между фюзеляжем и гондолами шасси и двумя внешними, расположенными за гондолами шасси.
Закрылки выпускаются и убираются с помощью винтовых подъемников, приводящихся в действие от вала трансмиссии через систему редукторов и карданные шарниры.
Система управления перемещением закрылков СПЗ1А-01 - электрогидромеханическая, следящая, с потенциометрической обратной связью. Система обеспечивает перемещение закрылков в любое промежуточное положение от 0° до 45°, заданное рукояткой управления. Для увеличения надежности электрические и гидравлические устройства системы резервированы и образуют два независимых канала с раздельными источниками питания.
При нормальной работе системы одновременно работают оба канала. При отказе одного из каналов исправный канал обеспечивает перемещение закрылков в полном диапазоне углов с уменьшением скорости перемещения в два раза.