Заповедь, повелевающая отдыхать от работы в день праздника Шмини-Ацерет

Сказано в Торе о празднике Шмини-Ацерет: "На восьмой день будет у вас священное собрание... никакой работы не делайте" (Ваикра 23:36).

Закон этого дня такой же, что и для первого дня Песах (см. выше 25-ю заповедь).

Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде - мужчины и женщины.

38. Заповедь, повелевающая давать цдаку бедным евреям

Сказано в Торе: "Открой для него свою руку" (Дварим 15:8).

Наши мудрецы объясняют, что заповедь "открыть руку" говорит о пожертвовании, цдаке. Мы обязаны давать цдаку неимущим столько раз, сколько они об этом нас просят (Сифри).

Еще сказано в Торе: "Поддержи его, будь он пришелец или поселенец... и он будет жить с тобой" (Ваикра 25:35). Под "пришельцем" здесь понимается человек, перешедший в еврейство, под "поселенцем" — тот, кто принял на себя соблюдение

семи заповедей, завещанных всем потомкам Ноаха; мы должны помогать и такому человеку.

И еще сказано: "...чтобы жил твой брат с тобой" (Ваикра 25:36).

Нужно давать то, что необходимо нуждающемуся, то, чего у него нет и без чего он не может обойтись. Если у бедного нет одежды, нужно дать ему одежду; и так обо всех остальных необходимых ему вещах. Помощь оказывают, исходя из своих возможностей; причем эта заповедь возложена даже на бедного человека, даже на того, кто сам живет на подаяние, - он тоже обязан давать цдаку другим бедным.

Предпочтение в порядке оказания помощи устанавливается таким образом: сначала любой бедный родственник[1], затем бедный сосед, затем бедняк твоего города. На это указывает сама Тора, когда говорит: "Ты должен раскрыть свою руку для твоего брата, твоего бедного и твоего нищего в твоей земле" (Дварим 15:11).

Тот, кто увидев просящего милостыню, прячет от него свои глаза (делая вид, будто не видит его) и не подает ему, - тем самым нарушает не только указанную заповедь, но и запрет, о котором говорится ниже (см. 62-ю запрещающую заповедь). Человек, отказывающий в цдаке, когда ее просят у него и когда он может ее дать, совершает очень тяжелый проступок; такой человек зовется грешником и злодеем.

Мы обязаны соблюдать заповедь о цдаке тщательнее, чем все остальные заповеди, поскольку милосердие - отличительная черта еврейского народа, потомков Авраама. Власть еврейского царя в Эрец Исраэль может быть восстановлена и истинная вера может выстоять только через милосердие, как сказано: "Цион искупится правосудием, а его раскаявшиеся - праведностью" (Йешая 1:27). Еврейское происхождение немилосердного человека должно быть поставлено под сомнение, поскольку жестокость не свойственна евреям, как сказано: "Вот идет народ с севера, великий народ... жестоки они и беспощадны" (Йирмея 50:41-42). Все евреи — братья, как сказано в Торе: "Вы — сыновья Всевышнему, Высшему Б-гу" (Дварим 14:1). Если даже у братьев нет жалости друг к другу, кто тогда пожалеет бедняка? К кому нищий может обратиться, умоляя о помощи, — неужели к язычникам, которые ненавидят и преследуют евреев? Его взор обращен только к своим собратьям!

Необходимо давать цдаку с приятным выражением лица, с радостью, а не с видом человека, тяжело расстающегося со своим имуществом. Милосердие никогда не приводило ни к чему плохому, никто не стал беднее, подав бедному, ибо сказано: "И милосердным станет мир" (Йешая 32:17). Необходимо успокоить и утешить бедного человека, нельзя попрекать его, кричать на него, поскольку его сердце и без того разбито. Горе тому, кто позорит бедняка!

Заслуга еврея, побуждающего других давать цдаку, превышает заслугу дающего. Б-г милосерден к тому, кто милосерден к другим людям. Сказано в Торе о Всевышнем: "Оказал тебе милость, помиловал тебя и размножил" (Дварим 13:18).

И еще один вид цдаки: вызволение из плена. Нет обязанности важнее, чем обязанность вызволить евреев из плена. Тот, кто уклоняется от выполнения этого долга, нарушает много повелительных и запрещающих заповедей.

Приведенную в этом разделе заповедь обязаны соблюдать всегда и везде — как мужчины, так и женщины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: