Предисловие

Книга, которую читатель держит в руках, в оригинале была выпущена после смерти автора. Ее издатели, решившие дополнить текст книги, сделали такое предуведомление:

Целью автора книги, Хафец Хаима, было составление полного списка заповедей, обязательных к исполнению в настоящее время, который уместился бы в небольшой сборник, удобный для читателя. Тем самым он хотел облегчить, а значит, и поощрить изучение и постоянное повторение исполняемых заповедей. Без учебы и повторения нельзя ни запомнить их, ни исполнить. Во время написания книги автором большинство евреев мира жили вне пределов Эрец Исраэль и им не надо было соблюдать заповеди, связанные с проживанием в Святой земле. Но теперь ситуация изменилась. Многие евреи соблюдают законы Торы, проживая именно в Эрец Исраэль. И мы уверены, что, если бы эта книга составлялась сейчас, ее автор обязательно включил бы в нее все заповеди, связанные с Землей Израиля. Поэтому, проконсультировавшись с великим учителем Торы равом Я. Каневским, мы добавили заповеди, соблюдение которых связано с Эрец Исраэль.

III ЗАПОВЕДИ СВЯЗАННЫЕ С ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

1.2. 3. 4.

Заповедь, повелевающая оставлять пеа от урожая зерновых

Заповедь, повелевающая оставлять пеа на деревьях

Заповедь, повелевающая оставлять лекет от урожая зерновых

Заповедь, повелевающая оставлять олелот и перет в винограднике

Сказано в Торе: "Когда будете жать жатву на вашей земле, не дожинай до края своего поля и опавшего при своей жатве не подбирай. Своего виноградника не обирай дочиста, оставшиеся отдельные ягоды в винограднике не подбирай: бедному и пришельцу оставь их" (Ваикра 19:9-10).

Край поля или сада называется пеа. Упавший на землю при косьбе колос называется лекет. Оставшиеся на ветвях грозди винограда называются олелот. Олелот — ягоды винограда, представляющие собой небольшую гроздь, не такую густую, как остальные; ягоды на ней расположены редко и не касаются одна другой, отдельная ягода — перет.

В стихе Торы перечислены все "дары", которые хозяин обязан оставить для бедняков. Причем хозяин не имеет права выбирать, кто из бедняков может прийти на его поле во время жатвы или войти в его виноградник во время сбора урожая. Но если бедняки не приходят, чтобы взять то, что им принадлежит по закону Торы, то хозяин не обязан оставлять эту часть урожая для диких зверей и птиц, равно как не обязан компенсировать беднякам стоимость "даров" деньгами.

Эти заповеди обязаны выполнять в Эрец Исраэль — по закону Торы, а за ее пределами — по указанию мудрецов. Однако некоторые мудрецы считают, что закон относится только к странам, непосредственно граничащим с Эрец Исраэль и в которых, по указанию мудрецов, положено отделять труму и десятины (см. ниже 11-ю и 14-ю заповеди).

Эти заповеди обязаны соблюдать мужчины и женщины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: