Заповедь, повелевающая посвятить Всевышнему плоды с дерева четвертого года посадки

Сказано в Торе: "В четвертый год все его плоды да будут посвящены восхвалению Всевышнего" (Ваикра 19:24). Плоды с дерева на четвертый год после его посадки называются нета реваи.

Стих Торы говорит, что плоды, которые появились на дереве в четвертый год со времени его посадки, хозяин должен съесть в Иерусалиме — подобно второй десятине (см. 14-ю заповедь).

В наше время такие плоды надо выкупить за монету стоимостью прута, подобно второй десятине.

По закону Торы, эта заповедь действует в Эрец Исраэль и касается всех плодовых деревьев. Относительно действия заповеди вне пределов Эрец Исраэль мнения авторитетов разошлись. Некоторые утверждают, что этот закон вне пределов Эрец Исраэль действителен только для виноградников.

Эту заповедь обязаны соблюдать мужчины и женщины.

17. Заповедь, повелевающая исповедоваться перед Всевышним после отделения всех "даров" от урожая

Сказано в Торе: "Когда закончишь отделение всех десятин от

своего урожая в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове... то скажи пред Всевышним, своим Б-гом: убрал я священное из дома" (Дварим 26:12-13). Такое обращение называется видуй (исповедь).

Когда делают видуй? Во время дневной молитвы Минха в последний день праздника Песах на четвертый и седьмой годы семилетнего цикла.

Каков порядок отделения "даров" от урожая в наши дни? Хозяин урожая отделяет все "дары" от своего урожая, после чего делает следующее: если у него остались трума (11-я заповедь) или трумат маасер (13-я заповедь), он отдает их коэну; если остался маасер ришон (12-я заповедь), отдает ее левиту, если маасер ани (15-я заповедь) - бедным. Если остались маасер шени (14-я заповедь) или нета реваи (16-я заповедь), а также деньги от их выкупа, то должен их уничтожить: бросить в море или сжечь.

Закон об исповеди относительно десятин действует, согласно большинству авторитетов, исключительно в период существования Храма. Кроме того, если еврей нарушил хотя бы один из законов о труме или десятинах, то он больше не может делать видуй; а поскольку у нас нет уверенности, что за все эти годы мы не нарушили ни один из приведенных законов, то в наше время нет обязанности делать видуй. Впрочем, существует обязанность отделять "дары" и уничтожать их (или деньги выкупа), как было объяснено. Уничтожение проводят накануне последнего дня праздника Песах или, как считают некоторые, накануне первого дня Песах.

Эту заповедь обязаны соблюдать мужчины и женщины.

18. Заповедь, запрещающая есть плоды урожая, от которых не отделены трума и десятины

Сказано в Торе: "Да не опорочат святынь сыновей Израиля, которые те вознесут Всевышнему" (Ваикра 22:15). Стих говорит о плодах урожая, от которых надо отделить труму и десятины, но их все еще не отделили. Такой урожай называется тевель, и он запрещен для еды.

Нарушивший заповедь карается смертью по решению Небесного суда. Мидраш говорит: "Тот, кто ест тевель, подобен тому, кто ест невела и трефа" (см. 86-ю и 87-ю запрещающие заповеди). Т.е. тевель уподобляется — по своей порочности - другим видам запрещенной пищи. Поэтому покупающий продукты у человека, которому нельзя доверять относительно десятин (даже во времена, когда большинство простых людей отделяют десятины, как было раньше), должен сам отделить труму (11-я заповедь) и трумат маасер (13-я заповедь), а также все виды десятин, и выкупить маасер шени (14-я заповедь).

Сказанное относится ко всем плодам, которые подлежат отделению трумы и десятин, и обязательно как для мужчины, так и для женщины.

Запрещено скармливать тевель скотине или получать пользу от его уничтожения. Запрещено продавать тевель кому-либо, кроме человека, заслуживающего доверие, - да и то только в случае необходимости.

19. Заповедь, запрещающая изменять порядок отделения трумы и десятин

Сказано в Торе: "С первыми плодами своего урожая и с его посвященной долей не запаздывай" (Шмот 22:28), — т.е. не задерживай того, что обязан сделать прежде всего.

Правильный порядок действий таков: сначала отделяют бикурим (первые плоды урожая) — в те времена, когда заповедь обязательна для исполнения; затем отделяют труму; затем из того, что осталось, отделяют маасер ришон; после этого из оставшегося отделяют либо маасер шени, либо маасер ани.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: