Пустота

Ученики простились с мастером и по пути домой, опомнясь, вопросом задались: «Что у него искать нам было?»

На что один заметил:

«Мы вслепую

в некую повозку сели,

которую

кучер слепой

с слепыми лошадьми

вперед гнал слепо.

Но если б, как слепцы,

мы сами на ощупь двигались,

возможно,

у пропасти однажды оказавшись,

мы посохом своим нащупали б ничто».

Психотерапия и религии откровения

Взглянув теперь столь же непредвзято на психотерапию, мы увидим, что некоторые психотерапевтические школы сами ста­ли похожи на религию, которую стремились преодолеть, в час­тности, на религии откровения. Здесь тоже есть свой получив­ший откровение и основатель, есть и свои апостолы, которые объявляют себя их сторонниками и приверженцами их учения. Многое в этом учении может быть правильно, но когда я объяв­ляю себя его сторонником, я сужаю свой кругозор и оставляю без внимания другое, то, что с этим учением не совпадает, или даже борюсь с ним. Так возникают психотерапевтические шко­лы, которые иногда относятся друг к другу так же, как относят­ся друг к другу религии. Внутри этих школ есть своя ортодок­сальность, своя правая вера и правая практика, есть в них и институты, надзирающие за истинным учением и практикой и исключающие ренегатов.

Другие аналогии с религиями общеизвестны: например, вводное обучение, проверка надежности и соответствия обяза­тельной для этой школы морали, ритуал приема, посвящение в сан, сознание своей избранности и стремление к влиянию и власти.

Но, как и внутри религий, мы найдем в этих школах таких сторонников, которые, опираясь на собственное понимание, отходят от предписанного учения и практики, но, боясь осуж­дения и исключения, не решаются даже признаться в этом в кругу своих коллег.

Умение

По существу, психотерапия базируется на техниках, воз­никших из внимательного наблюдения и опыта, которые на основе нового понимания и опыта постоянно совершенству­ются и разрабатываются дальше. Следовательно, здесь есть также движение от убеждений и теорий в сторону ремесла, которое должно быть изучено, осознано, отработано и освое­но. Но при существующем многообразии познаний и потреб­ностей владеть только одним методом уже недостаточно. Так начинается обмен и сближение между школами, создается своего рода ойкумена, где границы становятся все более и бо­лее проницаемыми. Многие терапевты работают чисто ремес­леннически. Они изучают методы многих школ и, не привя­зываясь ни к одной из них, по потребности комбинируют их в своей практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: