ПРОЕКТ
1. Общие положения
1.1.Настоящий проект представляет собой системный функциональный комплекс мероприятий, включающий в себя теоретические и практические блок-программы, ставящий перед собой цель повышения правовой культуры молодых и будущих избирателей, формирования у них осознанного интереса к избирательному праву и избирательному процессу.
1.2.Указанный в пункте 1.1. настоящего проекта комплекс мероприятий включает в себя:
а) лекционные занятия по наиболее актуальным вопросам избирательного права и процесса;
б) олимпиаду по основным моментам действующего избирательного законодательства;
в) дискуссионное занятие «Шкала упущенных возможностей»;
г) деловую игру «День выборов».
Мероприятия, обозначенные в подпунктах «а» и «б», образуют в совокупности теоретическую блок-программу. Мероприятия, обозначенные в подпунктах «в» и «г», - практическую блок-программу настоящего проекта.
1.3.Настоящий проект является базовым для Молодежной избирательной комиссии при избирательной комиссии Архангельской области(далее – МИК) и нацелен на реализацию в течение 2010/2011 и 2011/2012 учебных годов.
|
|
1.4.Базой для реализации настоящего проекта являются общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, а также учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) Архангельской области.
2.Организаторы и участники
2.1.Деятельность по организации и проведению указанных в настоящем проекте мероприятий осуществляется МИК при содействии следующих субъектов:
- избирательная комиссия Архангельской области;
- администрация образовательного учреждения, на базе которого будет осуществляться проведение мероприятий (далее - образовательное учреждение);
-педагогические работники по предмету «обществознание/история» и(или) учебной дисциплине «конституционное право» образовательного учреждения;
- иные работники образовательного учреждения.
2.2.Участниками указанных в настоящем проекте мероприятий являются учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, а также учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Количество участников определяется администрацией образовательного учреждения по согласованию с МИК и может составлять в пределах от 10 до 40 человек в зависимости от конкретного мероприятия.
3.План и порядок проведения
|
|
3.1.Проведение в образовательном учреждении указанных в настоящем проекте мероприятий предполагает выделение администрацией образовательного учреждения учебного или внеучебного времени и предоставление помещений согласно следующего плана:
Название мероприятия: | Количество: | Необходимое время в академических часах: | Помещение: | |
а) | лекционные занятия по наиболее актуальным вопросам избирательного права и процесса | 1 и более | 1 (45 минут) и более | Учебный класс, аудитория |
б) | олимпиада по основным моментам действующего избирательного законодательства | 1(45 минут) | Учебный класс, аудитория | |
в) | дискуссионное занятие «Шкала упущенных возможностей» | 1(45 минут) | Учебный класс, аудитория | |
г) | деловая игра «День выборов» | 2(130 минут) | Актовый зал/учебный класс, аудитория |
Полный комплекс мероприятий рассчитан на 6 академических часов(270 минут).
3.2.Данный план является рекомендуемым. Администрация образовательного учреждения вправе изменить план проведения полного комплекса мероприятий, в том числе отказаться от проведения отдельных из них, соответственно сократив количество необходимых академических часов.
3.3. Конкретные даты проведения указанных в настоящем проекте мероприятий определяются по согласованию МИК с администрацией образовательного учреждения.
4.Описание мероприятий
4.1. Лекционные занятия по наиболее актуальным вопросам избирательного права и процесса являются частью теоретического блока - программы проекта и представляют собой учебные занятия с элементами дискуссии, проводимые в форме открытого урока, на одну или несколько из указанных в Приложении № 1 к настоящему проекту тем.
Выбор тем(ы) лекционных занятий осуществляет администрация образовательного учреждения с учетом мнения обучающихся.
Задачами настоящего мероприятия являются:
- углубление и расширение знаний участников об избирательном праве и процессе;
-уяснение и обобщение понятийного аппарата, используемого при проведении выборов;
-формирование устойчивого убеждения учащихся в необходимости реализовывать свое избирательное право.
4.2. Олимпиада по основным моментам действующего избирательного законодательства (далее – олимпиада) представляет собой состязание учащихся образовательного учреждения, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области избирательного права и процесса.
Олимпиада является завершающей частью теоретического блока-программы настоящего проекта.
Олимпиада проводится в один этап на уровне образовательного учреждения по заданиям, примерный перечень которых указан в Приложении № 2 к настоящему проекту.
Задачами настоящего мероприятия являются:
- проверка и оценка уже имеющихся и полученных знаний в области избирательного права;
- выявление и поощрение обучающихся, обладающих наилучшими знаниями в области избирательного права;
- формирование на основе результатов мероприятия кадрового резерва МИК.
Для проведения олимпиады и определения ее результатов создается жюри олимпиады в составе не менее 3 и не более 6 человек, членами которого могут быть члены МИК, члены избирательной комиссии Архангельской области, сотрудники ее аппарата, а также педагогические работники по предмету «обществознание/история» и(или) учебной дисциплине «конституционное право» образовательного учреждения.
В компетенцию жюри входит определение точного перечня заданий, порядка проведения и определения результатов олимпиады.
Награждение победителей и призеров дипломами и памятными подарками осуществляется по окончании всего комплекса мероприятий, а в случае проведения отдельных мероприятий на последнем из них, но не позднее 14 дней после проведения олимпиады в порядке, определенном Приложением № 3 к настоящему проекту.
|
|
4.3. Дискуссионное занятие «Шкала упущенных возможностей»- это авторская программа, разработанная А.Н.Худолеевым. Цель занятия – обеспечение ликвидации правовой безграмотности в области законодательства Российской Федерации о правах человека, с учетом самоанализа.
Занятие представляет собой подборку выдержек из действующего федерального законодательства (КРФ, ГК, ГПК, ТК, СК, КоАП, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об исполнительном производстве»). Выбор нормативной базы занятия сделан с аспектом на социально-возрастную категорию участников дискуссии.
В ходе занятия ведущий дискуссии объясняет участникам, какими правами обладает гражданин в том или ином возрасте (от 6 до 18 лет), и предлагает оценить свои упущенные в этом возрасте возможности по шкале от 0 до 5 баллов. Для визуального восприятия результатов дискуссионного занятия группа создает общий график упущенных возможностей с учетом индивидуальных показателей каждого из участников. По окончании занятия участникам предлагается пакет документов, используемых в качестве правовой основы дискуссии, в полном варианте для самостоятельного изучения и анализа.
4.4. Деловая игра «День выборов» (далее- деловая игра) представляет собой средство моделирования, упрощенного воспроизведения разнообразных ситуаций, возникающих в ходе определенных стадий избирательного процесса, и поиска способов их разрешения, осуществляемое в игровой форме.
Данное мероприятие является частью практической блок -программы настоящего проекта, имеющее своей целью снятие противоречия между абстрактным характером правовых норм и реальным характером деятельности по организации и проведении выборов.
|
|
Деловая игра охватывает такие стадии избирательного процесса, как предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов и подведение итогов голосования. Приложением № 4 к настоящему проекту определен сценарий деловой игры.
Наибольшее внимание в деловой игре уделяется непосредственно процессу голосования в участковой избирательной комиссии на избирательном участке, выявлению и разрешению проблемных ситуаций, возникающих в день голосования у членов участковой избирательной комиссии и самих избирателей, а также при подсчете голосов.
Деловая игра предусматривает наделение определенными ролями более 20 человек, с помощью каждого из которых будет воспроизведены реальные ситуации, возникающие в процессе голосования. Рамки настоящей деловой игры охватывают только процедуру голосования непосредственно в помещении для голосования. Голосование по открепительным удостоверениям и голосование вне помещения для голосования сценарием деловой игры не предусмотрены.
Участники деловой игры определяются заранее, не позднее, чем за 3 дня до проведения деловой игры, с целью формирования списка потенциальных избирателей. Список формируется МИК на основе данных, предоставленных администрацией образовательного учреждения.
Участнику деловой игры необходимо иметь с собой паспорт. Иной предварительной подготовки участнику деловой игры не требуется.
Задачами настоящего мероприятия являются:
- воспитание активной гражданской позиции;
- убеждение в необходимости осознания ответственности за свой выбор;
- развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- закрепление теоретических знаний в практической деятельности;
-формирования интереса участников деловой игры к вопросам избирательного права и процесса;
- формирование на основе результатов мероприятия кадрового резерва МИК.
5.Финансирование проекта
5.1.Субъектом финансирования указанных в настоящем проекте мероприятий является избирательная комиссия Архангельской области. Приблизительная смета расходов указана в Приложении № 5 к настоящему проекту.
6. Отчет о реализации
6.1.По результатам проведения всего комплекса мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей и (или) его отдельных составляющих:
- предоставляются фотоматериалы;
- обобщаются отзывы участников и организаторов мероприятия;
-на основе указанных отзывов и собственных впечатлений составляется отчет о проведенном мероприятии, который направляется в избирательную комиссию Архангельской области в срок не позднее 3 дней со дня проведения мероприятия и подлежит обнародованию на официальном сайте Избирательной комиссии Архангельской области.
6.2.По результатам реализации настоящего проекта в 2010/2011 и 2011/2012 учебных годах составляется итоговый отчет МИК, который направляется в избирательную комиссию Архангельской области не позднее 1 сентября соответствующего года.