Типы и уровни психологического консультирования

К классификации психологического консультирова­ния можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную пе­риодизацию, принятую в России: младенчество (от рож­дения до 1-го года); преддршкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный воз­раст (6-10 лет); подростковый возраст (10 - 15 лет); юность: I период (старший школьный возраст 15 - 17 лет), II период (17 - 21 год); зрелый возраст: I период (21 - 35 лет), II период (35 - 60 лет); пожилой возраст (60 - 75 лет); старческий (75 - 90 лет); долгожители (90 лет и выше). Следует отметить, что категория возраста, при­меняемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых, возраст лица, по поводу которого клиент об­ратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психо-коррекционная помощь. В пожилом возрасте консуль­тирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возра­сту, и сама личность, человек все меньше может отве­чать за себя сам, все ниже его собственная продуктив­ность.

Другой категорией, служащей основанием для класси­фикации консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное).

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консуль­тируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объе­динение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения, и могут быть выделены следующие виды психологического консуль­тирования: школьное, профессиональное, семейное, суп­ружеское консультирование, а также ориентированное на проблемы личности и другие.

Можно разделить виды консультирования по прин­ципу показаний: развивающее консультирование в про­тивоположность экспресс-консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом.

Уровни консультирования зависят от степени вме­шательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни консультирования: 1. Индивидуальное развитие и изме­нение (на этом уровне проводится индивидуальная кон­сультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента). 2. Оптимиза­ция межличностных отношений (может проводиться груп­повая консультация с элементами тренинга). 3. Органи­зационное развитие (управленческое консультирование).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: