Дети с задержанным темпом психического развития (ЗПР)

Среди учеников массовой школы есть дети, которые отстают от своих сверстников и иногда переводятся во вспомогательную школу, хотя и не являются умственно отсталыми. Речь идет о детях с временными задержками психического развития (ЗПР). Несмотря на плохую успеваемость, пассивность, иногда избирательную неспособность к усвоению некоторых учебных навыков — чтения, письма, счета, у них отсутствуют признаки олигофрении. Кардинальное отличие таких детей от истинно слабоумных состоит в том, что по мере развития повышается психическая активность и многие из них догоняют своих сверстников. В ряде случаев интеллектуальное снижение выявляется главным образом во время занятий в шко­ле. Вне школы, вне занятий такие дети нередко проявляют доста­точную сообразительность, некоторые хорошо адаптируются в бытовой обстановке.

Причины задержек могут быть самые разно­образные. Чаще это влияние различных вредностей во время внутриутробного развития, во время родов и в послеродовой пе­риод. Эти отрицательные факторы могут вызвать общую ослабленность организма. Особое значение в этих случаях имеют пе­ренесенные инфекции, травматические и соматические заболева­ния, ослабляющие организм ребенка. Особо нужно отметить группу детей с локальными (очаговыми) поражениями централь­ной нервной системы, что может сопровождаться двигательными, речевыми, слуховыми и другими нарушениями, оказывающими влияние на развитие интеллекта. Немаловажную роль в задерж­ке развития детей имеют неблагоприятные социальные факто­ры — тяжелая семейная обстановка (конфликты, скандалы, раз­воды родителей), безнадзорность и т. п.

Принципиально важным вопросом в сложной проблеме не­успеваемости является дифференциация неуспевающих школь­ников, отграничение подлинно слабоумных (олигофренов) от де­тей, страдающих временной задержкой психического развития.

Несмотря на разнообразие причин, обусловливающих задерж­ку темпа психического развития, в массовых школах это мало учитывается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: