Заключение

1. Информация является и всегда являлась ресурсом деятельности человека, благодаря которому он находил наиболее рациональные пути достижения цели, т.е. такие пути, которые давали возможность человеку достичь цели с наименьшими затратами других материальных и временных ресурсов. По мере прогрессивного роста общечеловеческих потребностей появлялся и увеличивался дефицит удовлетворяющих их ресурсов, повышалась неопределенность в выборе и принятии решений, направленных на достижение целей жизнедеятельности. Это явилось причиной возрастания потребности в ценной, полезной информации, активизации информационной деятельности, формирования информационного производства с характерной для него технологией. Как и в любом другом производстве, его результатом стала продукция (продукт) – документированная, т.е. овеществленная, информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей. Постоянно возрастающий спрос и интенсивно развивающееся за счет прогрессивных технологий предложение создали основы формирования и распространения рынка информационных продуктов и услуг. Совершенствованию информационных отношений способствовало правовое регулирование (информационное право), закрепляющее право вещной и интеллектуальной собственности на информационный продукт. Юридическая трактовка информационной собственности установила характер отношения отчуждения-присвоения, придав информации статус товара. Такие понятия, как «информационный ресурс», «информационный продукт», «информационный товар» получили международное правовое признание, а «информация» как категория философская или техническая стала полноправной экономической категорией.

2. Сопоставление законов микроэкономической теории с законами современной теории информации позволяет судить о том, что информация в виде ресурса, продукта, товара органично вписывается в существующие производственные, экономические и социальные отношения, и нет оснований обособлять материальное и информационное производство (хотя бы потому, что информация есть атрибут материи). В современной социально-экономической системе, сохраняющей в себе общественное разделение труда и экономическое обособление производителей, сформировалась информационная сфера – сфера производства, преобразования и потребления информации. Такая сфера является характерной и для экономических субъектов – фирм, корпораций и т.п., осуществляющих производство материальной продукции. Более того, информация и знания приобретают решающую роль в процессе функционирования и развития фирмы в условиях возрастающей конкуренции, становятся решающим фактором экономического роста. На современном рынке, характеризуемом несовершенной конкуренцией, успеха достигают те субъекты экономической системы, где процессы информатизации и интеллектуализации приобретают характер коэволюционного развития.

3. Превращение информации и знаний во все более решающий фактор производства, не исключая общего значения производственной функции, приводит к фундаментальным изменениям в характере труда и капитала. Однородный наемный труд, осуществляемый в рабочее время, заменяется свободным неоднородным (творческим) трудом. Труд индивидуализируется, и с достижением информационной сложности (неопределенности) его содержание теряет алгоритмический характер. И все же индивидуальная свобода и релевантная информация являются не самостоятельными факторами производства, а специфическими условиями, повышающими эффективность труда и капитала и превращающими их в эффективный труд и эффективный капитал. Эффективным становится творческий труд, требующий адекватного информационного обеспечения и опирающийся на знания, компетенцию, интеллект. Использование знаний как ресурса приводит к уменьшению относительной значимости материальных активов при увеличении роста неосязаемых (нематериальных) активов, составляющих основу более эффективного, более доходного интеллектуального капитала. Освобождение балансов от значительной части материальных фондов делает ресурсы в денежной форме более подвижными, что способствует повышению эффективности функционирования капитала. В современных экономических условиях происходит частичная замена товарно-материальных запасов информацией, а основных фондов – знаниями, что приводит к увеличению будущей прибыльности, а тем самым к повышению рыночной стоимости фирмы, которая во все большей степени начинает зависеть от интеллектуального капитала.

4. Интеллектуальный капитал обычно представляется как совокупность человеческого, организационного и клиентского капитала или соответственно компетенции персонала, внутренней и внешней структуры. При такой классификации интеллектуального капитала в полной мере раскрывается его состав, содержание его отдельных компонентов. Однако такая структурированность, отражающаяся на оценке интеллектуального капитала, не позволяет смоделировать механизм его создания и развития, выделить информационную и коммуникативную составляющие как основной источник его функционирования. Исходя из системно-динамического характера интеллектуального капитала предлагается синергетическая модель, включающая три основных компонента – процесс информатизации, процесс интеллектуализации и процесс организации, находящиеся в целесообразных отношениях. Такая модель придает основополагающее значение информационному обеспечению деятельности фирмы в процессе создания и развития ее интеллектуального капитала.

5. В условиях, когда информация, знания становятся фактором экономического развития, оценка информационного обеспечения путем его совершенствования должна осуществляться в неразрывной связи с оценкой деятельности фирмы, экономических, социальных и экологических последствий этой деятельности. Такую возможность предоставляет системный подход, объединяющий основные положения теории спроса и предложения, теории потребительского поведения и теории полезности. Методика анализа информационного обеспечения и обоснования принимаемых решений по его усовершенствованию, основанная на системном подходе, ориентирована на регистрацию последовательности приращений эффектов, возникающих при внесении изменений содержания информационной системы. Общее определение эффекта как степени удовлетворения потребности позволяет учитывать согласованность предложения и спроса, целесообразность отношений между поставщиком и потребителем. Универсальность такой оценки усовершенствований информационного обеспечения дает возможность определить их полезность с управленческой, производственной, экономической, социальной и экологической точек зрения. Такой подход в оценке информатизации полностью согласуется с ее основными целями и задачами, среди которых особое место занимает задача формирования и развития интеллектуального капитала, для которого в отличие от физического капитала характерна растущая, а не убывающая предельная доходность. Согласованность процесса информатизации, т.е. процесса создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов1, с процессами интеллектуализации и организации позволяет повышать эффективность производственной и коммерческой деятельности, гарантировать получение будущей, инновационной прибыли, обеспечивающей устойчивое положение фирмы на современном рынке.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: