Альберт Эйнштейн. Письмо (1921)
На протяжении последних двухсот лет нация была единственной (если не единственно возможной) формой политической организации общества. До сих пор в основе всего международного права лежит та идея, что нации, как люди, обладают целым рядом неотъемлемых прав, в частности правом на политическую независимость и самоопределение. Но никогда национальная проблема не стояла так остро, как со времен становления националистических идеологий. Национализм1 оказался силой, совершенно затмившей, казалось бы, куда более солидные и основательно разработанные идеологии (мы их рассматривали в главе 3). С этой идеологией разжигались войны и революции, рождались новые государства, распадались империи и перекраивались границы; под его лозунгами люди как разрушали политические режимы, так и стремились увековечить их. Сегодня, однако, есть основания полагать, что эпоха наций подходит к концу. Нация-государство — идеал, к которому стремились целые поколения националистически настроенных политиков — сегодня обременена уж слишком большим количеством проблем, как внутренних, так и внешних.
|
|
1 Читателю следует иметь в виду, что понятие «нацонализм» автор толкует в духе западной политологической традиции как философию или идеологию нации, выражение ее духа. В отечественной политологии этот термин понимается по-иному — как идеология отдельных слоев общества, использующих национальную идею для достижения тех или иных, как правило, агрессивных целей. В переводе сохранено авторское понимание проблемы. (Прим. пер.)
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое нация? | ||
Нации как культурные общности | ||
Нации как политические общности | ||
Разновидности национализма | ||
Либеральный национализм | ||
Консервативный национализм | ||
Экспансионистский национализм | ||
Антиколониальный национализм | ||
Поликультурализм | ||
Есть ли будущее у нации-государства? | ||
Выводы | ||
Вопросы для обсуждения |
6. Нации и национализм 131
В этой главе мы рассмотрим следующие основные вопросы.