Схемы цеховых электрических сетей напряжением до 1 кВ

Основным условием рационального проектирования сети элек­троснабжения промышленного объекта является принцип одина­ковой надежности питающей линии (со всеми аппаратами) и одно­го электроприемника технологического агрегата, получающего питание от этой линии. Поэтому нет смысла, например, питать один электродвигатель технологического агрегата по двум взаиморезервируемым линиям. Если технологический агрегат имеет несколько электроприемников, осуществляющих единый, связанный группой машин технологический процесс, и прекращение питания любого из этих электроприемников вызывает необходимость прекращения работы всего агрегата, то в таких случаях надежность электроснаб­жения вполне обеспечивается при магистральном питании (рис. 5.14). В отдельных случаях, когда требуется высокая степень надежности питания электроприемников в непрерывном техноло­гическом процессе, применяется двустороннее питание магистраль­ной линии (рис. 5.15).

Магистральные схемы питания находят широкое применение не только для питания многих электроприемников од­ного технологического агрегата, но также большого числа сравни­тельно мелких приемников, не связанных единым технологическим процессом. К таким потребителям относятся металлорежущие стан­ки в цехах механической обработки металлов и другие потребите­ли, распределенные относительно равномерно по площади цеха.

Магистральные схемы позволяют отказаться от применения гро­моздкого и дорогого распределительного устройства или щита. В этом случае возможно применение схемы блока трансформатор-магистраль, где в качестве питающей линии применяются токопроводы (шинопроводы), изготовляемые промышленностью. Магист­ральные схемы, выполненные шинопроводами, обеспечивают высокую надежность, гибкость и универсальность цеховых сетей, что позволяет технологам перемещать оборудование внутри цеха без существенных переделок электрических сетей.

Для питания большого числа электроприемников сравнительно небольшой мощности, относительно равномерно распределенных по площади цеха, применяются схемы с двумя видами магистраль­ных линий: питающими и распределительными (рис. 5.16). Питаю­щие, или главные, магистрали подключаются к шинам шкафов трансформаторной подстанции, специально сконструированным для магистральных схем. Распределительные магистрали, к кото­рым непосредственно подключаются электроприемники, получают питание от главных питающих магистралей или непосредственно от шин комплектной трансформаторной подстанции (КТП), если главные магистрали не применяются (рис. 5.17).

К главным питающим магистралям подсоединяется, возможно, меньшее число индивидуальных электроприемников. Это повыша­ет надежность всей системы питания.

Следует учитывать недостаток магистральных схем, заключаю­щийся в том, что при повреждении магистрали одновременно от­ключаются все питающиеся от нее электроприемники. Этот недостаток ощутим при наличии в цехе отдельных крупных потре­бителей, не связанных единым непрерывным технологическим про­цессом.

Радиальные схемы питания характеризуются тем, что от источника питания, например от КТП, отходят линии, питаю­щие непосредственно мощные электроприемники или отдельные распределительные пункты, от которых самостоятельными линия­ми питаются более мелкие электроприемники (рис. 5.18). Радиальные схемы обеспечивают высокую надежность питания отдельных потребителей, так как аварии локализуются отключе­нием автоматического выключателя поврежденной линии и не зат­рагивают другие линии.

Все потребители могут потерять питание только при поврежде­нии на сборных шинах КТП, что мало вероятно вследствие доста­точно надежной конструкции шкафов этих КТП.

Сосредоточение на КТП аппаратов управления и защиты отдель­ных присоединений позволяет легче решать задачи автоматизации в системе распределения электроэнергии на напряжении до 1 кВ, чем при рассредоточенном расположении аппаратов, что имеет место при магистральной системе.

Радиальные схемы питающих сетей с распределительными уст­ройствами или щитами следует применять при наличии в цехе не­скольких достаточно мощных потребителей, не связанных единым технологическим процессом или друг с другом настолько, что ма­гистральное питание их нецелесообразно.

К числу таких потребителей могут быть отнесены электропри­емники, требующие применения автоматических выключателей на номинальный ток 400 А и более с дистанционным управлением.

В чистом виде радиальные и магистральные схемы применя­ются редко. Наибольшее распространение на практике находят смешанные схемы, сочетающие элементы радиальных и ма­гистральных схем. В крупных цехах заводов, ли­тейных, кузнечных и механосборочных цехах машиностроитель­ных заводов и других пред­приятиях всегда имеются и радиальные, и магистральные схемы питания различных групп потребителей.

В цехах машиностроительных заводов на­ходят применение схемы магистрального питания с взаимным ре­зервированием питания отдельных магистралей. Схема на рис. 5.19 позволяет вывести в ремонт или ревизию один из трансформато­ров и, используя перегрузочную способность, обеспечить питание нескольких магистралей от одного, оставшегося в работе трансфор­матора. Такая схема питания позволяет безболезненно выводить в ремонт или ревизию один из трансформаторов во время ремонта технологического оборудования.

При неравномерной загрузке технологического оборудования в течение суток (например, пониженная нагрузка в ночные или ре­монтные смены) схемы с взаимным резервированием питания ма­гистралей обеспечивают возможность отключения незагруженных трансформаторов.

Большое влияние на принимаемые решения оказывают условия окружающей среды в проектируемом цехе. Располагать электрооборудование в пожаро- и взрывоопасных или пыльных помещениях следует только в случае острой необхо­димости, когда другие решения оказываются нерациональными или крайне сложными. При этом следует иметь в виду, что в этих небла­гоприятных средах, как правило, применяется специально сконст­руированное оборудование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: