Воздействие через ближайшее окружение также достаточно эффективно при правильной организации. Когда все вокруг говорят об одном и том же, человек поневоле начинает на это обращать внимание. Это самый простой случай, при более тонком подходе результат будет еще сильнее.
РЕАЛИЗАЦИЯ
В процессе реализации важно контролировать, все ли идет по намеченному плану, и в случае необходимости его корректировать. При кратковременных мероприятиях такой контроль чаще всего невозможен, а вот при длительном воздействии необходимо иметь обратную связь. Иначе процесс будет неконтролируемым. Доведя информацию до объекта, важно четко понять:
—получил ли он ее;
—понял ли он эту информацию;
—принял ли объект переданную информацию;
—скорректировал ли свои действия.
Если реализация мероприятия прошла не по намеченному плану, необходимо проанализировать ее, ответив на те же вопросы. Там, где будет дан отрицательный ответ, нужно выявлять причину произошедшего, разрабатывать мероприятие по ее устранению и производить повторное воздействие, но по другому сценарию, поскольку человек, однажды обманутый и узнавший об этом, второй раз будет значительно осторожнее.
МЕТОДЫ НЕЭТИЧНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА
Собирая информацию, люди часто сталкиваются с проблемой доступа к наиболее ценным ее составляющим. И не находя правового доступа к ним (или не пытаясь его найти), используют методы, которые либо прямо запрещены законом, либо аморальны по своей сути. Противостоять им достаточно сложно, не зная, что они из себя представляют. Поэтому имеет смысл ознакомиться с арсеналом противника.
УБЕЖДЕНИЕ
Убеждение подразумевает воздействие на человека таким образом, чтобы он сам (без принуждения) скорректировал свои взгляды до нужного состояния. Пожалуй, это самый безобидный способ воздействия на человека с целью добиться от него желаемых действий или информации. Но данный способ и самый трудоемкий в сочетании с явной сложностью осуществления. Прибегать к нему следует в случае, если убеждаемый должен длительное время работать автономно. Иначе говоря, данный метод рассчитан на долгосрочный результат.
У каждого индивида есть свое собственное мнение обо всем, что его окружает. На основе этого мнения формируется отношение к тем или иным объектам, событиям и т. п. Это отношение еще называют настроем, или установкой. Существует три основных типа установки:
• симпатия;
• безразличие;
• неприятие.
Убеждение — это как раз изменение (коррекция) установки по отношению к чему-либо. Но нужно помнить, что любая попытка прямого изменения установки приводит к сопротивлению. Связано это с неприятием ограничения свободы выбора, с инертностью мышления, с силой привычки, с подозрительностью и еще с массой нюансов. Но вот результат всегда один — отрицание.
Прежде чем приступить к убеждению, нужно понять, что лучше воздействует на объект: логика или эмоции, факты или чувства. Большинство мужчин ориентированы на логику и факты, тогда как большинство женщин — на эмоции и чувства. Но есть те, кто не подпадает под общие правила, и таких очень много. Есть и такие, кто сочетает в себе эмоциональную восприимчивость и логическое мышление. Вот в таких случаях и важно понять, что в данный момент наиболее действенно для данного человека.
Убеждать можно "Прямым общением — в ходе беседы, спокойно или эмоционально излагая свои доводы в виде фактов. А можно и косвенно, создавая или провоцируя ситуации, которые говорят о том, что вам выгодно. Очень мощное воздействие имеет сочетание обоих способов — вначале «случайное» событие, с вами никак не связанное, а через некоторое время общение на сходную тему. Легче поддаются убеждению люди с ярким, живым воображением, люди, ориентированные скорее на других, чем на себя, люди с заниженной самооценкой.
При разработке мероприятия по убеждению необходимо тщательно все продумать. На эффективность может повлиять любой нюанс:
• место и время проведения;
• окружающая обстановка (антураж);
• физическое, психическое, эмоциональное состояние убеждаемого;
• некоторые факты биографии и личный опыт убеждаемого;
• личность убеждающего, его эрудиция, его известность;
• построение беседы, правильность подбора контраргументов;
• и еще бог весть сколько тонкостей.
Нельзя забывать и о том, что после, казалось бы, удачного убеждения тот, кого убеждали, может изменить свое мнение. Поэтому необходимо периодически давать ему дополнительные стимулы для ориентации в нужном направлении. Как часто это делать и как сильно при этом воздействовать, зависит от объекта воздействия. Но в любом случае важно, чтобы объект был уверен в вашей абсолютной правоте.
ВНУШЕНИЕ
Внушение подразумевает информационное воздействие на человека таким образом, чтобы содержащиеся в информации идеи были приняты им. Здесь нет никакой критической оценки, никакой логической обработки. Здесь возможно только прямое внедрение в сознание неких «заветных истин». Такое внедрение возможно либо посредством эмоций, либо через ослабление сопротивляемости с помощью мощного физического или психического воздействия.
Наиболее сильно подвержены внушению:
• слабые личности (робкие, стеснительные, пугливые...);
• склонные зависеть от других (услужливые, ищущие себе хозяина);
• некритично воспринимающие действительность (доверчивые, простодушные...).
Внушению способствуют следующие моменты:
• авторитетность источника или сильный интерес к нему (например, сексуальное влечение);
• отсутствие или противоречивость информации;
• сильное психофизическое истощение;
• чувство зависимости;
• шоковая неожиданность сообщаемого.
Есть два основных метода внушения: прямое и косвенное. При прямом идет непосредственное воздействие на объект, например в процессе беседы. При косвенном объект подвергается внушению посредством «случайного» поступления информации. Например, посредством слухов, или подслушива-
ния разговора, или найденного документа и т. п. Принцип один и тот же — на людей имеют большее внушающее воздействие подслушанные или вскользь уловленные идеи.
ГИПНОЗ
Гипнозом называют изменение установок человека посредством информационного воздействия на него с предварительным переводом в специфическое состояние сознания, при котором полностью отключается критическое восприятие и повышается чувствительность к внешнему информационному воздействию.
Вводу в гипнотический транс способствуют:
• сильная усталость и сонливость;
• пасмурная и дождливая погода;
• полумрак;
• удобное положение тела;
• ритмичное покачивание;
• соответствующие ритмичные звуки;
• сильные эмоциональные переживания.
Гипноз используют для проведения допроса, для передачи информации, для дезинформации, для принуждения к определенным действиям.
НАРКОВОЗДЕЙСТВИЕ
В силу специфики воздействия на человеческий организм наркотики часто используют для достижения поставленных целей. Следствием воздействия наркотика в малых дозах является эйфория, а в больших — отключение сознания, сон или оцепенение. В настоящее время есть природные и синтетические наркотики. Посредством нарковоздействия выведывают информацию, нейтрализуют сопротивление, дискредитируют человека, ломают волю, маскируют убийство.
ТЕХНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Человек воспринимает звук и свет в определенных диапазонах. Но это не значит, что звук и свет за пределами данного диапазона никак не воздействуют на человека. Именно на воздействии механическими и электромагнитными колебаниями, не воспринимаемыми человеком, и основано оказание специфического воздействия. К таким воздействиям относятся:
• инфразвук как средство вызова паники;
• инфразвуковые вкрапления в общий звуковой фон как средство воздействия на психику;
• ультразвук;
• эффект 25-го кадра;
• электрошок;
• СВЧ-излучение.
Известно использование инфразвука для воздействия на головной мозг, на организм в целом для вызова паники, страха, головной боли, тошноты. Также известно наложение нормальных звуков, растянутых до инфразвука, на обычные звуковые раздражители (музыка, речь...). Ультразвук могут использовать для вызывания болевых ощущений, отключения сознания, расстройства психики, ухудшения общего состояния, воздействия на память. Вкрапление видеообразов в обычное видеоизображение также может быть применено для воздействия на сознание человека. СВЧ-излучение по своему воздействию сродни ультразвуку, но оно более сильное, и последствия такого воздействия проявляются гораздо заметнее.
ЗОМБИРОВАНИЕ
Зомбирование «— это форсированная обработка сознания человека, в результате которой он программируется на безоговорочное и неосознанное выполнение приказов. Зомбирование различается по глубине воздействия:
• поверхностное — при этом человек фактически мало отличается от окружающих, но нацелен на выполнение поставленной задачи;
• полное — для такого не существует ничего, кроме выполнения приказа.
Для эффективного зомбирования необходимо прервать контроль сознания над человеком либо полностью (или в большей степени) уничтожить воспоминания. Это достигается воздействием химических препаратов, технических средств или жесткого воздействия на психику путем истощения (физического и психического) и мощных стрессов.
ПОДКУП
Подкуп — это взаимовыгодное сотрудничество, при котором одна сторона получает интересующие ее сведения (или предмет), а противоположная сторона — материальное вознаграждение. Фактически это оплата услуг, с той лишь разницей, что, как правило, лицо, выполняющее услугу, нарушает некие правила (закон, норма, инструкция, регламент и т. п.). Наиболее подвержены подкупу:
• лица с определенными чертами характера (жадность, завистливость, импульсивность, внушаемость, рискованность);
• люди с завышенными притязаниями, но без реальных возможностей их осуществить;
• люди в затруднительном материальном положении;
• обиженные и затаившие злобу.
Вознаграждение может быть самым разным: от денег и материальных ценностей до карьерного роста, признания в определенных кругах или посвящения в некие тайны. Все зависит от потребностей подкупаемой личности. При осуществлении подкупа необходимо быть крайне осмотрительным, дабы не выступить самому в роли жертвы. Для этого необходимо планировать проведение процедуры передачи информации и денег таким образом, чтобы:
• нельзя было зафиксировать сам факт передачи (на видео или аудио);
• нельзя было увязать между собой передачу информации и передачу вознаграждения;
• место и время обмена были неизвестны другой стороне до последнего момента;
• окружающие не мешали процедуре;
• нюансы обстановки не способствовали психологической поддержке объекта;
• с места обмена можно было уйти несколькими независимыми путями и т. п. t
Со своей стороны факт передачи желательно зафиксировать. Это может пригодиться в качестве страховки либо как аргумент для склонения к дальнейшему сотрудничеству.
ШАНТАЖ (ЗАПУГИВАНИЕ)
Шантаж очень похож на подкуп — вы предлагаете отдать объекту в виде оплаты некую порочащую его информацию (или не распространять ее) в обмен на некоторые услуги с его стороны. При реализации данного способа воздействия на человека важным элементом становится уязвимость шантажируемого, его слабые места. Именно их наличие или отсутствие является ответом на вопрос, можно или нет его шантажировать. При этом личность шантажируемого также имеет огромное значение. Может оказаться так, что попытка давления на него будет сродни воздействию красной тряпки на быка. Поэтому выявление слабостей объекта и изучение его личности выходят на первый план. К слабостям можно отнести все, чем дорожит объект, все, что он не хочет потерять. И чем сильнее это желание, тем сильнее будет воздействие на него. Слабости — это:
• карьера;
• обладание некой вещью;
• причастность к чему-то;
• авторитет;
• любовь;
• положение в обществе;
• доход;
• свой бизнес;
• счастье близких.,.
Для определения того, что для объекта наиболее ценно, необходимо выявить его мотивацию, его привычки, устремления и желания, его привязанности.
Также немаловажное значение имеет определение людей, которым, по мнению объекта, нежелательно знать порочащую информацию. За исключением случаев, когда планируется оповещение значительной части общества. Да и сам процесс шантажа может иметь значение:
• можно лично осуществлять задуманное;,
• можно от имени кого-то;
• можно совершенно анонимно.
Для подготовки объекта к шантажу необходимо ослабить его волю. Это достигается путем психического или физического истощения:
• круглосуточные телефонные звонки;
• анонимки;
• непонятные намеки и угрозы;
• порочащие слухи;
• «зловещие» приметы;
• химико-медикаментозные средства;
• технические средства и т. п.
При выборе и подготовке места проведения мероприятия исходят из тех же соображений, что и при подкупе.
ЗАПУГИВАНИЕ
Запугивание — это угроза физического или психического насилия над человеком или его близкими. При запугивании эксплуатируется чувство страха за себя, за своих родных и близких, за свое дело и т. п. Осуществляется обычно с целью подчинить объект воздействию чужой воли:
• для получения информации;
• для выполнения определенных действий;
• для ограничения действий объекта;
• для дальнейшей вербовки. При этом нельзя забывать, что:
• страх (от испуга до паники) и поведение человека (от замирания до неконтролируемых действий) могут быть разными;
• у каждого человека есть свой психологический порог, после которого воздействие не имеет силы;
• страх усиливается неизвестностью и бездействием;
• ожидание смерти страшнее самой смерти;
• страх нарушает восприятие действительности, расстраивает память и не дает сосредоточиться.
ПЫТКА
Пытка — это прямое воздействие на человека с целью причинить ему физические или психические страдания. Целью такого воздействия является все то же принуждение к определенным действиям или бездействию. За свою историю человечество придумало несметное количество способов воздействовать на человека — от простого физического до изощренного психологического.