Скульптура
Эллинистическая Греция утратила свою ведущую экономическую и политическую роль.
«Ника Самофракийская» (хранится в Париже, в Лувре) (ил. 44) -один из самых замечательных памятников эпохи. Статуя была поставлена на острове Самофракия в честь морской победы в 306 г. до н. э. над Птолемеем. Дошедшая сильно поврежденной, статуя богини победы поражает огромной жизненной силой. Весь ее облик — мощная стройная фигура, уверенно устремленная против порывистого ветра, против могучих волн, каждая складка трепещущей одежды — полон ликующего чувства победы.
Мраморный нос корабля, на который как бы слетала Ника, служил ей постаментом. В древности статуя стояла на вершине скалы. О ее подножие с шумом разбивались волны, морской ветер звенел, и, казалось, развевал складки плаща богини. За влажными одеждами ощущалось ее сильное прекрасное тело, и словно торжествующие крылья из гордого мрамора вырисовывались на фоне лазурного неба. Неразрывно связанная с окружающим пейзажем, статуя требовала обхода ее со всех сторон. Каждая из точек зрения давала новый аспект выражения монументального, глубоко патетического жизнеутверждающего образа.
|
|
Статуя Афродиты Милосской (Париж, Лувр), скульптор Александра (или Агесандра, предположительно относящаяся к 3—2 вв. до н. э.) (ил. 47) -наиболее близка к традициям искусства высокой классики. Огромна сила эстетического воздействия этого идеально прекрасного образа, где обобщенные массы и контуры сочетаются сточной моделировкой.
Возвышенная красота Афродиты Милосской, поразительное мастерство обработки мрамора связывают ее с самыми прогрессивными традициями классики. Но богатство пластического решения, контраст обнажённого тела и драпировок ее одежды, усиливающих монументальность фигуры, и, главное сама постановка фигуры в винтообразном движении, с легким наклоном торса порождены новым временем.
Важный шаг по сравнению с классикой делает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, художники значительно сильнее индивидуализируют черты внешнего облика и душевного состояния модели.
Т ак называемый Сенека (3—2 вв. до н. э., Неаполь, Национальный музей) -образ неизвестного философа, дан в момент остроэмоционального напряжения, разрывающего трагический надлом, характеризующий не только героя, но и кризисный дух эпохи.