Методы воздействия в психологическом консультировании, их характеристика

Когда специалист уже довольно хорошо представляет себе, что и как делает клиент, создавая тем самым свои проблемы, он предлагает клиенту свое профессиональное видение проблемы таким образом, чтобы человек смог это понять и сделать свои собственные выводы.

Психологическое консультирование подтверждает, что проблемное поведение выгодно клиенту, потому что оно удовлетворяет неосознаваемые потребности, которые невозможно по каким-то причинам удовлетворить по-другому.

Таким образом, в результате коррекционного воздействия, клиент будет хорошо представлять, как его поведение и способы реагирования ухудшают отношения. Психологическое консультирование помогает человеку сформировать возможные альтернативы поведения и выбрать для себя наиболее подходящий вариант.

Так как психологическое консультирование является краткосрочным процессом, и большинство посещений, около 75% – разовые, то консультант помогает клиенту изменить свою ситуацию, но при этом не стремится к глубинным изменениям как в психотерапии.

В среднем в психологическом консультировании на решение одной проблемы отводится от одной до шести встреч, поэтому тщательная, детальная проработка позитивных вариантов поведения происходит не всегда. А иногда сама возможность иного отношения к ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней. Человеку приходится самому обдумывать и решать, как ему быть дальше.

Большинство авторов считает психологическое воздействие неотъемлемой частью процесса консультирования. Это воздействие фактически основано на использовании разнообразных техник и приемов разных направлений в консультировании: психодинамического, поведенческого, когнитивного или экзистенциально-гуманистического. Выбор техник во многом определяется теоретико-методологической ориентацией консультанта, но зависит также и от конкретного случая, от психологических особенностей личности клиента, от его актуальной жизненной ситуации.

Вот некоторые из них:

• Акцентуирование противоречий в рассказе клиента, то есть подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.

• Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев – интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.

• Постановка клиента в рефлексивную позицию, то есть предложение клиенту посмотреть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами собственное поведение.

• Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто иное не в силах пробить его многочисленные психологические защиты, а его поведение наносит вред окружающим.

• Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.

• Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных). Цель: создать условия, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и сам смог сделать необходимые выводы.

• Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.

• Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своем собственном или известном ему личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.

Можно направить клиента на то, чтобы он сам смог найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства.

Достаточно часто в консультировании используются консультантические техники, заимствованные из когнитивного направления, например, Сократовский диалог:..

– Все люди достойны уважения?

– Да.

– Вы человек?

– Да.

– Вы достойны уважения?

– Да.

Для повышения самооценки депрессивного клиента несколько раз заставляем его просто сказать: «Да». Согласившись с каким-либо очевидным высказыванием, клиент затем и в менее очевидных случаях с большей степенью вероятности скажет «да».

Отдавая себе отчет в ограниченных возможностях психологического воздействия, мы, тем не менее, продолжаем прикладывать все возможные усилия для оптимизации состояния и самочувствия клиента, и делаем это до тех пор, пока клиент продолжает посещать консультанта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: