Избирательное право Избирательный процесс

Избирательное право - принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов (пассивное и активное).

Избирательное право – система правовых норм, устанавливающих и юридически закрепляющих порядок формирования (выборов) выборных гос-ых органов.

Избирательный процесс – порядок и основные этапы в организации выборов.

Избирательная кампания представляет собой развёрнутый процесс, состоящий из последовательных этапов, каждый из которых, в свою очередь, включает ряд определённых избирательных процедур и действий.

Функции выборов:

- артикуляция и представительство разнообразных интересов населения;

- контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством - парламент, а также формируется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и законов и готовящаяся к выполнению функций политического руководства;

- легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п. Выборы дают возможность переизбрать неугодное правительство или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием.

- расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. Выборы - важнейший канал обратных связей между гражданами и властью;

- перевод политических конфликтов в русло их мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд общественного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта;

- мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач, на важные для страны политические действия;

- политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. В период выборов резко расширяется поток политической информации и пропаганды, граждане приобретают политические навыки и опыт;

- рекрутирование политической элиты. Выборы - важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, утверждения и заката политических лидеров;

- генерирование программ обновления общества. Выборы дают возможность различным политическим силам представить собственное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития.


1. Избирательный процесс

Избирательный процесс - это организация, механизм проведения выборов на основе существующего избирательного права.

Принципы, характеризующие организацию избирательного процесса:

1) Свобода выборов, предполагающая отсутствие какого-либо давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примерами такого рода давления могут служить расправы с активистами и сторонниками партий-конкурентов, угрозы снятия с должности руководителей, не сумевших "организовать" победу правящей партии, запугивание увольнением работников за отказ ставить подписи в поддержку кандидата и т.д.

2) Наличие выбора, альтернативных кандидатов.

3) Состязательность, конкурентность выборов. В западных демократиях чрезмерную остроту политической конкуренции призван сдерживать принцип лояльности, обязывающий терпимо, без нарушения этических норм относиться к политическим конкурентам, не допускать оскорблений в их адрес, фальсификаций и т.д.

4) Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5) Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размеров взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им равного бесплатного времени на государственных СМИ и т.д.

Основные стадии (этапы) избирательного процесса. СМ. НИЖЕ

1) подготовительный этап, характеризующий ту общественно-политическую почву, из которой "вырастают" выборы, а также организационные мероприятия, делающие возможным проведение выборов;

2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией;

3) агитационно- пропагандистская кампания;

4) голосование и подведение итогов выборов.

Строго говоря, лишь последние три этапа характеризуют непосредственно сам избирательный процесс, однако подготовительный этап также оказывает важное влияние на его стадии.

После проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов начинается избирательная кампания. Первый шаг избирательной кампании - выдвижение кандидатов и (или) партий (движений).

Способы их выдвижения и регистрации: а) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; б) предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидатов определенной поддержки, например списка партийных активистов или членов группы поддержки; в) автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов.

Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией, после чего начинается агитационная предвыборная кампания. На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают широкие возможности убеждать избирателей в своих преимуществах с помощью СМИ, рекламы, наглядной агитации, непосредственного личного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: