От авторов

В настоящей книге освещаются актуальные вопросы развития, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Книга состоит из трех разделов.

В первом разделе приводятся сведения по анатомии, физиологии и функциональным возможностям анализаторов. Особое внимание обращено на развитие, гигиену и охрану неполноценного зрения, слуха, осязания, обоняния у детей, кооперацию анализаторов, замещение одного анализатора другим в процессе познавательной деятельности.

Во втором разделе рассматриваются основы психического развития детей с нарушением зрения. Здесь показывается, что при отсутствии или глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и др.), происходят изменения в развитии двигательных функций (в быстроте, координации, точности, темпе движений, соразмерности двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом. Нарушение зрения отражается и на психоэмоциональном состоянии ребенка, особенно в тех случаях, когда заболевание органа зрения возникло в раннем возрасте и носит выраженный характер. В этой связи намечаются пути развития процессов компенсации, сглаживания недостатков познавательной деятельности и двигательной сферы, поиска потенциальных возможностей в становлении личности слабовидящих и слепых детей и даются рекомендации по коррекции психоэмоциональных состояний у них.

В третьем разделе книги характеризуются основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Для этих детей в стране имеется развитая сеть специальных дошкольных учреждений и школ. Обучение и воспитание слабовидящих и слепых детей осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем их обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Отметим, что специфика обучения и воспитания слабовидящих и слепых детей проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на здоровые силы и их сохранные возможности; в дифференцированном подходе к детям; в применении специальных форм и методов работы, перераспределения учебного материала и изменении темпа его прохождения, использовании оригинальных учебников, наглядных пособий и приборов. Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной.

Для углубленного изучения читателями вопросов развития, обучения и воспитания детей с нарушением, зрения в конце каждой главы приводится список рекомендуемой литературы. Кроме того, дается список основных терминов и понятий по анатомии, физиологии, дефектологии, что облегчает понимание прочитанного.

Книга рассчитана на учителей и воспитателей школ для слабовидящих и слепых детей. Вместе с тем приведенные в ней сведения могут представить интерес для родителей, имеющих детей с нарушениями зрения, а также студентов дефектологических факультетов педагогических институтов.

Авторы считают своим долгом выразить признательность академику АПН СССР В. И. Лубовскому, докторам психологических наук А. Г. Литваку и Л. И. Солнцевой, доктору, медицинских наук В. П. Жохову, доктору педагогических наук И. С. Моргу-лису и кандидату педагогических наук О. Л. Алексееву за ценные советы и помощь в работе над книгой.

Авторы выражают благодарность рецензентам — доктору биологических наук Б. В. Сермееву (Одесский педагогический институт) и директору Малаховской школы-интерната для слабовидящих детей В. А. Порхунову.

Учитывая, что данная книга издается впервые, все пожелания и предложения читателей по дальнейшему совершенствованию ее содержания будут приняты авторами с большой благодарностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: