Компенсаторное значение речи

Компенсаторное значение речи и ее функций у слепых и слабовидящих детей происходит в сфере чувственного познания, на которую через обучение и воспитание влияют родители,


воспитатели, учителя и врачи. Коррекционная работа со стороны школы и семьи должна проходить с помощью слова, образа и лечения. Она должна касаться всех сторон психической деятельности слепых и слабовидящих детей. У слепых слово как понятие направлено на восприятие, мысль и т. д. Слово корректирует признаки и свойства предметов, уточняет понятийный смысл в ходе усвоения понятий.

Компенсаторная функция речи способствует общению слепых и слабовидящих, их ориентировке в коллективе, формированию из них личностей, подготавливает к трудовой и общественной деятельности. В работе со слепыми и слабовидящими детьми необходимо так построить учебно-воспитательную работу, чтобы добиться наилучшего развития навыков устной речи, чтения и письма. При этом коррекция дефектов речи должна достигать успехов без ухудшения зрительных функций. Для этого требуется совместная работа тифлопедагога, логопеда и офтальмолога, которая может дать объективные сведения в отношении степени понижения остроты зрения, глазного заболевания, прогноза его, что позволит определить рекомендации в отношении дозировки зрительной нагрузки, размера шрифта для чтения, расстояния текста от глаз, а также использования средств оптической коррекции.

Дети с недостатками зрения из-за недоразвития речи нередко заучивают правила без понимания их смысла, т. е. происходит формальное усвоение знаний. Слабое развитие речи учащихся затрудняет осмысливание учебного материала, ведет к механическому его запоминанию, что, в свою очередь, лишает детей возможности применять полученные знания в учебной, игровой и трудовой деятельности.

Недооценка учителем особенностей развития детей (их восприятия, речи, мышления), абстрактность преподавания, изложение материала без связи с жизнью, с практикой, недостаточное использование дидактических принципов — наглядности, сознательности и активности — ведут к формализму. Предупреждение и преодоление формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности. Особое значение имеют такие дидактические приемы и средства, как непосредственное знакомство с предметами, сравнение и сопоставление их признаков.

Проведение наблюдений, опытов и практических работ в классе, школьной мастерской, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке, экскурсии и общественно полезный труд обогащают чувственно-практический опыт учащихся, наполняют конкретным содержанием усвоенные ими знания. При этом необходимо следить за тем, чтобы обучение чтению и письму учащихся проводилось с учетом их зрительных возможностей. В этом случае рекомендации офтальмолога являются обязательным условием при организации чтения и письма слабовидящих.


Установлено, что у слабовидящих учеников с аномалиями рефракции и расстройством аккомодации применение оптических средств, тщательно подобранных офтальмологом, дает возможность улучшить навык чтения и письма.

Следует иметь в виду, что компенсаторная работа по чтению у учеников с заболеванием сетчатой оболочки и зрительного нерва должна быть весьма продуманной в организации как процесса чтения, так и письма. Таким образом, компенсаторная функция речи не только обеспечивает слепому и слабовидящему общение друг с другом, ной расширяет возможности познавательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи.—М., 1977.

Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей.— Л., 1982.

Ермолович 3. Г. Речевое и лингвистическое развитие слабовидящих учащихся начальной школы//Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.—Л., 1979.

Кирзон М. В., Сафонов В. А. Якунин Г. А. К анализу электрической активности мышц при идеомоторных реакциях//Материалы седьмой научной конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности.— Тарту, 1962.

Костючек Н. С. Развитие речи учащихся школ слепых (1—V классы).—М., 1967.

Крылова Н. А. Коррекционно-вослитательная работа на уроках русского языка в начальных классах школ для слабовидящих детей//Аномалии развития и крррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей/Л од ред. М. И. Земцовой,—М., 1980.

Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей.— М., 1978.

Мясищев В. Н., Карвасарский Б. Д., Либих С. С., Тонконогий И. М. Основы общей и медицинской психологии.— Л., 1968.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление.— М., 1968.

Шипило А. Д. Организация работы по коррекции речи слепых детей//Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена,—Л., 1964.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: