Логопедическая помощь детям с дефектами зрения способствует восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности детей, формированию черт личности.
Нарушения речи у слепых и слабовидящих детей встречаются значительно чаще, чем у нормальновидящих. Нарушения речи у них своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. В совокупности со зрительным дефектом это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам. В связи с этим важное место в учебно-воспитательном процессе отводится коррекционной и профилактической работе логопеда.
Работа логопеда со слепыми и слабовидящими детьми отличается разносторонностью и многообразием форм. Она включает в себя групповые и • индивидуальные занятия, логопедизацию учебного процесса и режимных моментов, методическую и пропагандистскую работу с учителями, воспитателями и родителями детей. Все это должно способствовать формированию фонетически и грамматически правильной речи детей, их мышления,. оказывать помощь в обучении грамоте, повышении качества чтения, письма, развития речи (Л. С. Волкова).
|
|
Важным моментом в организации логопедической работы являются выявление детей с нарушениями речи и низким речевым развитием. В период обследования комплектуются группы детей с однородными нарушениями речи, а также берутся на учет дети с особо тяжелыми речевыми нарушениями, с которыми проводятся индивидуальные занятия.
Уже в начале работы с ребенком логопед устанавливает связь с воспитателями, учителями и родителями, так как важным направлением работы является логопедизация учебно-воспитательного процесса, способствующая активизации коррекции и развития речи детей.
На специальных консультациях логопед подробно знакомит воспитателей, учителей и родителей с задачами, содержанием и методами коррекционной работы на определенном этапе и доступными им логопедическими приемами.
На индивидуальных и групповых консультациях для воспита-
184.
телей-, учителей и родителей должны рассматриваться следующие вопросы:
1. Роль логопедической работы в обучении и воспитании слепых и слабовидящих детей. Осуществление контроля за речью детей, учет индивидуальных особенностей речевого развития.
2. Организация работы по звуковой культуре речи.
3. Логопедические приемы при- постановке отдельных звуков.
4. Последовательность в работе по автоматизации звуков.
5. Изготовление пособий и методика логопедической работы
по ним.
6. Закрепление речевых умений и навыков в условиях общения, бесед, игр, выполнения режимных моментов.
Работа логопеда со слепыми и слабовидящими детьми специфична. Она требует знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики, владения особыми приемами и. методами работы, применения специальных средств наглядности, учебников и учебных пособий.