Разработка проекта сводного бюджета предполагает следующие этапы:
1) определение общих целей и задач компании;
2) определение целевых значений ключевых показателей деятельности и нормативов для подразделений;
3) формулировка и утверждение предположений;
4) подготовка планов мероприятий и бюджетов на уровне подразделений – центров ответственности и подразделений – функциональных центров;
5) консолидации бюджетов в сводные бюджеты компании;
6) рассмотрение планов мероприятий и бюджетов на заседании бюджетного комитета, согласование изменений и утверждение бюджета;
7) доведение бюджетных показателей до исполнителей.
Утверждение бюджета целесообразно проводить в три этапа.
Этап 1. Защита бюджетов, затем их согласование, доработка и утверждение центрами ответственности. Такое планирование делает процесс формирования бюджета прозрачным и практически лишает исполнителей шансов завысить плановые затраты своих подразделений.
Этап 2. Рассмотрение, балансировка и принятие бюджета исполнительным органом предприятия.
|
|
Этап 3. Утверждение годового бюджета в составе годового плана.
Все ответственные за выполнение бюджетных показателей сотрудники должны получить утверждённый бюджет. Важно, чтобы они чётко понимали: с этого момента их задача – достигнуть установленных для их подразделений ключевых показателей деятельности в рамках утверждённого бюджета.
Первым этапом разработки сводного бюджета является составление операционного бюджета. Причём необходимо начать с предварительного прогноза объёма продаж на бюджетный период в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных видов продукции. В зависимости от прогнозного объёма продаж на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов, инвестиции и источники финансирования
Верхний предел физического объёма продаж предприятия объективно определяется существующими производственными мощностями и величиной запасов в разрезе видов продукции на начало бюджетного периода. В рамках этого лимита, варьируя различные факторы (отпускные цены, период рассрочки платёжа и пр.), можно в достаточно широких рамках изменять физический объём сбыта в зависимости от эластичности спроса по цене, ёмкости рынка и других макроэкономических факторов.
Определение целевого объёма и структуры продаж (в отличие от большинства других стадий разработки проекта сводного бюджета) – это скорее управленческое искусство, нежели рутинная процедура. Тем не менее, базовые принципы взаимосвязи показателей издержек, уровня цен, физического объёма как факторов, определяющих доход от реализации, – это та методологическая основа, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно.
|
|
«Выходной» формой данного этапа бюджетного процесса является первичный вариант бюджета продаж
Следующим шагом в разработке сводного бюджета предприятия является составление бюджета производства и определёние целевого уровня запасов готовой продукции.
Бюджет производства зависит от:
– планового объёма реализации;
– величины запасов готовой продукции (товарных остатков).
Следующим шагом в составлении сводного бюджета предприятия является составление бюджета прямых трудовых затрат
Аналогично основным материалам, прямые затраты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов.
Следующий шаг представляет собой определение потребности во вспомогательных материалах и расчёт бюджета закупок.