Составление бюджета для PR-компании
(Из книги: Jefkins Frank. Public Relations. – M & E PITMAN PUBLISHING, 1998. Перевод Л. Шныренковой).
Что дает и предполагает планирование бюджета:
а) это дает возможность узнать, во что обойдется проведение PR-кампании;
б) это позволяет понять, какую именно кампанию можно провести на имеющиеся средства;
в) бюджет предполагает составление списка задач, которые должны быть выполнены. Этот список может быть представлен в виде расписания событий по времени;
г) бюджет устанавливает порядок расходов и предусматривает случаи превышения расходов, т.к. необходимо не только контролировать соответствие расходов запланированным, но и регулировать превышение расходов;
д) после завершения программы подводятся итоги и оценивается оптимальность затрат: слишком мало или много было потрачено, и были ли расходы каждого отдельного специалиста на конкретную акцию обоснованными.
Отдел по связям с общественностью внутри организации и внешнее PR-агенство, сопоставление их бюджетов
|
|
Разница между этими бюджетами состоит только в том, что бюджет агентства предусматривает сумму дохода агентства от выполнения заказа.
Элементы бюджета PR-кампании:
- Труд. Предполагается оплата труда не только тех, кто непосредственно занимается PR-кампанией, но также всего обслуживающего персонала: секретарей, клерков, бухгалтеров; тех, кто приглашает гостей и рассылает сообщения. Это относится как к PR-отделу внутри фирмы, так и к PR-агентству. И поскольку PR-кампания требует участия большого числа людей, то это будет значительная статья расходов в бюджете;
- Расходы на обслуживание офиса. К ним относятся фиксированные платежи за аренду, налоги, страховка, центральное отопление, оплата электричества, уборка, а также различные платежи за телефон и другие виды связи;
- Материалы. Сюда относятся затраты на все технические средства - такие, как бумага, стоимость почтовых тарифов, печать, наглядные материалы, выставочные стенды, фотографии, слайды, аудио- и видеомагнитофоны;
- Прочие расходы. Предполагаются расходы на оплату поездок, проживание в отеле; специальные расходы, связанные с организацией PR-событий, которые предполагают плату за использование микрофонов, видеокассет, телеэкранов, грузовиков, тентов, стульев, зонтов и т.д.
Вычисление расходов
Когда PR-агентство рассчитывает свои почасовые или дневные тарифы (нормы), оно объединяет зарплату, стоимость обслуживания и доход; технические средства и мелкие расходы оцениваются отдельно.
В отличие от рекламных агентств, PR-агентства не делают надбавок к цене за материалы и мелкие расходы. Они следуют принципу, что доход они получают за счет времени, затраченного сотрудниками. Уровень навыков и профессионализма отражается в зарплате, и некоторые агентства устанавливают почасовые тарифы в соответствии с зарплатой каждого отдельного сотрудника. Таким образом клиент платит за конкретный опыт и профессионализм. Далее представлена примерная форма составления бюджета:
|
|
Бюджет для PR-кампании, проводимойPR-агентством N.
ПОЧАСОВЫЕ РАСХОДЫ (временные трудозатраты сотрудников)
12 встреч | 12 х Х ч. х Х$ | ХХХ.ХХ$ |
12 новых сообщений | 12 х Х ч. х Х $ | ХХХ.ХХ$ |
Официальное открытие штаб-квартиры | Х ч. х Х $ | ХХХ.ХХ$ |
Составление ежегодных отчетов | Х ч. х Х $ | ХХХ.ХХ$ |
Разработка/ дизайн ежеквартального журнала | 4 х Х ч. х Х $ | ХХХ.ХХ$ |
4 статьи | 4 х Х ч. х Х $ | ХХХ.ХХ$ |
2 интервью для радио | 2 х Х ч. х Х$ | ХХХ.ХХ$ |
непредвиденные обстоятельства | Х ч. х Х $ | ХХХ.ХХ$ |
ВСЕГО: | ХХХ.ХХ$ |