Полиелей

Пс.134 и 135. Практически исполняется несколько стихов какими либо общепринятыми распевами, используются и авторские сочинения. Есть еще сокращенный знаменный, правда гармонизированный.

В нынешнем уставе конкретных указаний о напеве не содержится. Но есть сведения, что полиелей был распет на все восемь гласов. По одному из древнейших Кондакарей (Иерусалимский Канонарь 7 века, грузинская рукопись) указано петь «на глас осьмый с аллилуиа». По Кондакарю Благовещенского монастыря, восходящему к Константинопольско-Софийскому уставу, 135-й псалом начинался петься на 1-ый глас, постепенно глас менялся на следующий и завершалось исполнение на глас 8-ый. Но со временем полиелей потерял свой глас и превратился, практически, из псалмов в избранные стихи, так, что во многих обиходах он уже именно так и дается, например в синодальном КПЛ.

Обращусь снова к уставу Студийскому. По нему в недели 1-4 гласов полиелей поется на глас 4, а в недели 5-8 гласов — на глас 6. Причем там явно сказано насчет пс. 135: «...псалом, емуже начало Исповедайтеся Господеви: яко рекохомъ иже купно поется с первеимь изменяет пение, поет с двогубьна аллилуия. Яко се по Исповедайтеся Господеви яко благ: глаголет двоицею аллилуия, по сем приречет Яко в век милость его: с аллилуиею простою»

Дониконовская традиция: Что касается Ока Церковного, то указаний нет: или просто «полиелеос» или «многомилостиво, обычно». По крюковым книгам — в Обиходе полиелей дан, также как и Непорочны, на 5-й глас, что, кстати, вполне логично. На практике именно так и поют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: