Описание трассы канала

В качестве водного пути канал занимает отрезок между местностями Дембово (Польша) и Немново (Беларусь). Его длина превышает 101 километр.

Августовский канал использует природный водосбор (озера) и водотоки, которые соединяют искусственные водные артерии. Водный путь, проходящий через семь озер, составляет около 20,5 км. К этим озерам относятся: Нецко (длина пути – 1,6 км), Белое (6,7 км), Студеничное (2,9 км), Орлево (1,5 км), Панево (0,9 км), Кривое (1,3 км) и Микашево (5,6 км). Важными для водного хозяйства являются озера Сайно и Сервы, как водные резервуары. Канал соединяет две реки – Бебжу и Нёман.

Река Бебжа вместе с каналом составляют водную трассу, соединяющую реку Нёман с Нарвой, а затем с Вислой. Длина соединения Августовского канала с устьем Нарвы составляет 84,2 км.

Истоки Нёмана находятся в местности Заболоть (Беларусь). Вначале река течет с востока на запад, а за Гродно поворачивает на север, что бы после впадения в нее Вилии (правый приток), еще раз повернуть на запад. Общая длина реки составляет 965 км. Нёман впадает в Балтийское море (Куршский залив) несколькими рукавами, наиболее значимые из них – Русс и Гилга.

Река Нёман соединена с притоком Вислы через Августовский канал и с притоком Днепра – каналом Огинского.

· 0,0 километра – соединение канала с рекой Бебжей на 84.20 километре ее течения.

· 0,35 километра от реки Бебжи находится комплекс шлюза в Дембове.

Шлюз однокамерный с проезжим мостом, опирающимся непосредственно на стены шлюза. Был построен в 1826 – 1827 годах. После 1946 года неоднократно был перестроен; оригинально облицованы стены камеры заменены бетоном. С 1997 года на шлюзе проводятся комплексные реставрационные работы. Недалеко от шлюза находится щитовая плотина. Первоначально здесь находился мельничный водосброс. Плотина имеет современную форму и конструкцию. На водосбросе расположена небольшая электростанция. С 0,35 км до 10,95 км канал проходит канализированным руслом реки Нетта.

· 10,95 километра – трасса проходит искусственным каналом паралельно реке Нетта до Августова.

· 13,20 километра – комплекс шлюза Сосново. Шлюз был построен в 1948 году на месте старого. Современный однокамерный шлюз представляет собой бетонную конструкцию. На камерой расположен дорожный мост. Поблизости от шлюза расположен бетонный щитовой водосброс, регулирующий сток воды с канала в реку Нетту.

· 19,25 километра – шлюз Борки, построенный в 1948 году на месте старого. Над соединительной камерой – дорожный мост. Как и в Сосново, щитовой водосброс регулирует выброс воды из канала в Нетту.

· 24,80 километра – старое место водосброса облегченной конструкции.

Водохранилище производит выброс воды с водосброса Борки в Нетту. Эта плотина служит для регуляции уровня воды в канале в случае увеличения шлюзирования на шлюзе в Белобжегах.

· 26,60 километра – место размещения плотины, регулирующей уровень воды на участке между Белобжегами и Борками.

· 27,10 километра – комплекс шлюза Белобрежи. Настоящий шлюз был построен в 1959-1960 годах. Первоначально шлюз находился на месте сегодняшнего шоссе Августов – Белосток недалеко от плотины и мельничного водосброса.

· 27,60 километра – водосброс Соевница, отвечающий за выброс воды, превышающей необходимый уровень в месте уровневого регулятора Белобжеги в озеро Сайно.

· 31,70 километра – канал пересекает дорожный мост – часть шоссе Августов – Липск.

· 32,50 километра – комплекс шлюза Августов. Шлюз был построен в 1947 году из бетона. Возле шлюза – дорожный мост через канал. В комплекс включена плотина, регулирующая спуск воды из озера Нецко в озеро Сайно. На плотине имеется водосброс, который приводил в движение мельницу, а впоследствии небольшую гидростанцию. С Августова начинается трасса, использующая озера. Ее длина через озеро Нецко составляет 1,6 км, а через озеро Белое – 6,7 км. Надо рвом между этими озерами перекинуто два моста – шоссейный (трасса Августов-Сувалки) и железнодорожный.

· 43,50 километра – комплекс шлюза Пжевензь. Шлюз однокамерный, построен в 1826 – 1827 годах, неоднократно перестраивался. Над шлюзной камерой расположен дорожный мост, составляющий часть трассы Августов – Сувалки. Шлюз вместе с аванпортами соединяет озера Белое и Студенистое.

· 47,10 километра – озеро Студенистое с небольшим каналом, соединяющим его с комплексом шлюза Свобода. Однокамерный бетонный шлюз. Первоначальный шлюз был возведен в 1826 – 1827 годах, но после 1947 года он неоднократно перестраивался. Над шлюзной камерой бетонная арочная кладка. Большой аванпорт связан с искусственным соединительным каналом; на его пути лежат два небольших озера: Свобода и Горчицкое. Этот участок называют «Чернобродским каналом». Канал наполняется с озера Сервы и расположен в самом высоком месте трассы.

· 53,00 километра – приток с озера Сервы подходит к плотине, регулирующей количество спускаемой в канал воды.

· 57,00 километра – комплекс шлюза Горчица; шлюз однокамерный, построен в 1828 году, несколько раз ремонтировался; с 1997 года на шлюзе проводятся реставрационные работы. Над шлюзом будет восстановлен автомобильный мост. Вокруг шлюза – плотина с резервным каналом.

· 57,00 – 60,90 километра – участок канала проходит искусственными рвами, соединяющими два озера: Орлево и Панево.

· 60,90 километра – комплекс шлюза Панево; двухкамерный шлюз был реконструирован на месте прежнего в 1974 – 1979 годах. Конструкция шлюза бетонная, за исключением стен камер, которые построены из кирпича и камня. Над первой камерой возведен деревянный мостик.

· 60,90 – 63,00 километра – участок канала проходит искусственными рвами и озером Кривое.

· 63,00 километра – комплекс шлюза Перкуть; шлюз однокамерный возведен в 1827 – 1828 годах, неоднократно ремонтировался. Над шлюзом авомобильный мост. Возле – боковой канал с szandarowym водосбросом.

· 70,30 километра – комплекс шлюза Соснувек; однокамерный шлюз построен в 1828 году, многократно перестраивался. На обводном канале имеется szandarowy водосброс.

· 70,50 километра – канал соединен с рекой Черная Ганча. От места соединения – река канализирована.

· 74,40 километра – комплекс шлюза Тартак; шлюз однокамерный, построенный в 1838-1839 годах. На боковом канале есть водосброс. Через шлюз и боковой канал переброшены небольшие автомобильные мостики.

· 74,40 – 77,40 километра – канализированный участок реки Черная Ганча.

· 77,40 километра – комплекс шлюза Кудришки, шлюз однокамерный построен в 1828-1829годах над шлюзом - автомобильный мост. На боковом канале имеется szandarowy водосброс с небольшим мостиком.

· 80,00 – 83,40 километра – Августовский канал на этом участке одновременно является пограничной полосой между Польшей и Беларусью. Шлюз Кужинец расположен на 81,75 километре. Государственная граница проходит вдоль продольной оси симметрии шлюза. Шлюз был возведен в 1828 году. Сегодня он имеет вид руин, не используется. На боковом канале расположена щитовая плотина.

· 83,40 километра – от этого места канал проходит по территории Беларуси.

· 85,00 километра – комплекс шлюза Волкушек; шлюз однокамерный, возведен в 1829 году. В настоящее время не используется. Плотина, составляющая часть комплекса, расположена на 83,40 километре.

· 91,50 километра – комплекс шлюза Дубровка; шлюз однокамерный, построен в 1829 году, неиспользуемый. Недалеко от шлюза расположен водоспуск на отводном канале.

· 94,40 километра – в местности Черток существовала плотина, регулирующая сброс воды с природного русла Черной Ганчи в Нёман.

· 101,20 километра – комплекс шлюза Немново; шлюз трехкамерный, был построен в 1829 году. На расстоянии полтора километра дальше расположена плотина Куркуль, регулирующая уровень воды на участке Дубровка-Немново.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: