Психогенные (психоэмоциональные) риски

Как правило, выходят за рамки чисто медицинской деятельности и сопряжены с деонтологическими, этическими, экономическими, юридическими и другими проблемами. Эти аспекты психогенных рисков требуют особенно осторожного и мягкого решения у больных в безысходно тяжелом состоянии, нуждающихся в паллиативной помощи, а также у их родственников.

Развитие психогенных рисков с негативными последствиями нередко бывает обусловлено не до конца продуманным информированием больного и родственников о состоянии больного в целом, необратимости характера заболевания, неутешительных перспективах лечения и т. д. Так, при объективной оценке состояния больного и прогноза (и не только у паллиативных больных), врач может невольно спровоцировать потерю у пациента мотивации лечения, даже симптоматического, что, в свою очередь, может привести к ухудшению как соматического, так и психического состояния.

Психогенную безопасность целесообразно формировать в лечебно-профилактическом учреждении дифференцированно в возрастном и половом аспектах, начиная с дородового патронажа, периода новорожденности, продолжая в период раннего детства, в подростковом и зрелом возрасте. Но особенного внимания в части обеспечения медицинской безопасности требует геронтологический контингент.

Во врачебном сообществе необходимо привить понимание того, что необоснованная по показаниям и длительности госпитализация больных может превышать возможную ее пользу, и в этом направлении следует тактично и аргументировано ориентировать как самих пациентов, так и их родственников.

Надо понимать, что помещение больного человека в стационар само по себе является стрессовой ситуацией, поскольку нарушает сформировавшиеся жизненные стереотипы (привычную обстановку, окружение близких и т. д.), лишает или ограничивает их возможности общения с близкими, свободного времяпрепровождения, реализации своих увлечений и др.

Важным условием реализации психогенных рисков является отсутствие в лечебном учреждении повседневной психотерапии, т. е. разъяснения больному в доступной форме и в пределах сущности его заболевания, болезненных и других ощущений, реальных возможностей медицинского воздействия, пользы и риска назначаемых обследований и лечения.

В основе психогенной безопасности заложены нравственные нормы, нарушение которых, как и недостаточность знаний (умений), халатность — приводят к возникновению и реализации психогенных рисков. В таких ситуациях проблема заключается в основном в нарушении врачебной этики и морали медицинского работника. Психогенная безопасность пациента может быть нарушена неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, отрицательно воздействующими на психику больного.

В настоящее время отмечается тревожный рост нарушений психогенной безопасности пациентов, к которым следует отнести весь объем отрицательного психического и физического воздействия медицинского работника, в том числе и врача, на пациента.

Нарушения психогенной безопасности пациентов необходимо выявлять, анализировать и находить решения по их устранению и предупреждению. При этом следует отметить, что активное участие самого больного в лечебно-диагностическом процессе и самоконтроле своего состояния в значительной степени снимает проблемы психогенных (психоэмоциональных) рисков, что является неотъемлемым условием достижения качественного клинического результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: