Роль теории в консультировании велико, потому что без оказания помощи, без теоретической основы невозможно. Теория личности:
· Помогает понять проблему клиента.
· Определяет методы ее разрешения.
· Способствует формулированию динамических гипотез – суть – разъяснить клиенту его проблему.
· Позволяет консультанту чувствовать себя в безопасности при сталкивании с дезорганизованным миром клиента.
Функции теории:
1) Теория обобщает накопленную информацию.
2) Объясняет и делает более понятными сложные явления психической жизни.
3) Предсказывает последствия разных обстоятельств.
4) Способствует поиску новых фактов.
Консультирование менее жестко привязано к теории. Современное консультирование конструирует свою теорию, которая опирается на известные парадигмы. Поэтому применяются эклектический подход – интеграция лучших сторон различных школ и направлений. Выбор теории зависит от точки зрения консультанта, от его понимания данной теории, от близости к этой теории. Для практической психологии важен результат.
Консультант, работая с клиентом, решает ряд вопросов:
1. Что такое человек
2. Какие врожденные тенденции ему присущи
3. Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или он определяется последствием и прочим опытом.
4. Существуют ли предпосылки изменения человека и насколько он может изменяться.
В зависимости от того на какой позиции стоит психолог он выбирает:
· Способ взаимодействия с клиентом.
· Приемы и техники получения информации
· Способы воздействия на клиента.
Существует 3 подхода:
1. Психодинамический (глубинная психология). Основана на классическом фрейдизме. Транзактный анализ Берна, гештальттерапия Перлза, биоэнергеника
Теоретическая основа – изучение подсознательной сферы. Личностные характеристики формируются в раннем детстве. Жизнь человека определяется прошлым.
Суть консультирования – психолог стремится к тому, чтобы клиент осознал свои процессы и научился воздействовать на них.
Осовное – перевод проблемы из сферы подсознательного на сознательный уровень.
Приемы:
1) Анализ символов повседневности.
2) Фрейдовская ошибка
3) Анализ сновидений
4) Анализ сопротивления
5) Анализ содержания переноса клиента