Новая система оплаты труда как стимулирование повышения качества услуг, оказываемых учреждениями культуры
С 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 г. №583 года вводится новая система оплаты труда.
Новая система оплаты труда ориентирована на стимулирование работников бюджетных учреждений к повышению качества и количества выполняемой работы, и призваны повысить эффективность работы сотрудников. Основным результатом перехода на новые системы оплаты труда станет повышения качества услуг, оказываемых учреждениями культуры.
Положение об оплате труда работников государственных учреждений культуры Нижегородской области утверждено постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 г. №464. Согласно этому документу руководителям бюджетных учреждений предоставляются достаточно широкие полномочия при формировании системы надбавок, доплат и профессиональных квалификационных групп своих сотрудников.
В рамках этой системы оплаты труда предусматривается разделение ФОТ на базовую и стимулирующие части.
|
|
Базовая часть включает должностные оклады, компенсационные выплаты, индивидуальные надбавки и доплаты.
Стимулирующая часть с 2010 года должна составлять 30% от ФОТ. Выплаты стимулирующего характера включают в себя:
- выплаты за качество и высокие результаты работы;
- выплаты за выслугу лет;
- выплаты за интенсивность и срочность выполняемых работ;
- премиальные выплаты по итогам конкретной работы.
Теперь единое штатное расписание утверждается руководителем учреждения, а объем бюджетных ассигнований фиксируется на момент перехода к новым системам оплаты труда, то есть «отрывается» от штатного расписания, не изменяясь в сторону уменьшения.
Наиболее положительный момент в том, что заработная плата теоретически не имеет максимальных ограничений. У работодателя появляется возможности устанавливать заработную плату работника по его труду. Но на практике все будет зависеть от ФОТ. Очень важную роль отводят стимулированию. Премирование работников важнейший инструмент для стимулирования их работы.
Контрольные вопросы по разделу «Культура»
1. Представьте функциональную классификацию расходов бюджета по разделу «Культура…».
2. Дайте характеристику учреждений культуры.
3. Охарактеризуйте имущественные отношения в области культуры.
4. Охарактеризуйте динамику финансирования расходов на культуру из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местного бюджета за последние 3 года.
5. Дайте характеристику нормативов бюджетного финансирования на культуру.
6. Дайте классификацию театров и укажите факторы, влияющие на экономику театров и результаты его финансовой деятельности.
|
|
7. Охарактеризуйте оперативно-сетевые или производственные показатели работы театров.
8. Смета доходов и расходов театров, ее сущность, методика составления.
9. Дайте характеристику мирового опыта решения проблем финансирования расходов и развития культуры.
10. Обоснуйте механизм реализации государственной культурной политики в части применения и совершенствования законодательной базы и финансового обеспечения культуры.
Темы рефератов по разделу «Культура»
1. Бюджетное финансирование средств массовой информации в современных условиях становления и развития бюджетной системы РФ.
2. Бюджетное финансирование библиотечных учреждений на современном этапе, проблемы и пути решения.
3. Бюджетное финансирование клубов ип дворцов культуры.
4. Возможности использования многоканальной модели финансирования объектов учреждений культуры, различных видов культурной активности.
5. Мероприятия, способствующие созданию благоприятных условий для устойчивого развития меценатства и спонсорства в сфере культуры за счет налоговых льгот.
6. Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств.
7. Реализация «бюджетирования, ориентированного на результат» в области культуры.
8. Развитие программных методов осуществления культурных проектов.
Раздел 7. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
Тема 1. Значение жилищно-коммунального хозяйства и особенности его функционирования
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важным сектором экономики страны, призванным удовлетворять повседневные нужды населения, предприятий, организаций и учреждений в различных услугах жизнеобеспечения. Нельзя представить функционирование города, нормальную жизнедеятельность населения без городского благоустройства (дорог, освещения, озеленения, очистки территории и вывоза мусора). Следовательно, услуги ЖКХ — важный фактор развития материального производства и воспроизводства рабочей силы.
В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства России включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых:
· жилищное хозяйство,
· электро-, тепло- и газоснабжение,
· водоснабжение и канализование сточных вод,
· гостиничное и банно-прачечное хозяйство,
· оказание ритуальных услуг,
· благоустройство.
К объектам городского благоустройства относятся дорожные покрытия (булыжные, щебеночные, асфальтовые, асфальтобетонные, плиточные и др.), тротуары всех типов, мосты, путепроводы, эстакады, набережные, ливневая канализация, берегоукрепительные сооружения, зеленые насаждения (парки, сады, скверы, бульвары, газоны), уличное освещение, сооружения и средства по очистке городских улиц (проездов) от мусора и снега. В системе жилищно-коммунального хозяйства действует более 50 тыс. предприятий, в отрасли занято около 4 млн. человек. Несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия убыточны.
Характеризуя поле деятельности отрасли, необходимо выделить следующие его основные особенности:
1) Поставщики жилищно-коммунальных услуг работают как на потенциально высококонкурентных рынках, связанных, к примеру, с эксплуатацией жилья, так и в сферах, где значительную долю составляют услуги естественных монополий. Процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения населенных пунктов характеризуются тесной зависимостью между производством и потреблением услуг, а коммунальные предприятия, обеспечивающие поставку указанных ресурсов по распределительным сетям, являются естественными локальными монополистами. Такая система обеспечения потребителей исторически обусловлена построением топливно-энергетического комплекса России.
|
|
2) Система ЖКХ была и остается одной из самых многопрофильных отраслей экономики. Ее современная производственная структура включает в себя более 30 направлений деятельности. Основные элементы этой структуры заключены в названиях системы — жилищная и коммунальная. В свою очередь жилищная составляющая обеспечивает эксплуатацию жилого фонда, его ремонт, сдачу в аренду нежилых помещений. В состав коммунального хозяйства входят санитарно-технические предприятия (водопровод, канализация, санитарная очистка); внутригородской электрический транспорт; предприятия коммунального обслуживания (бани); коммунальная энергетика (электрические, газовые, тепловые сети); внешне городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, уличное освещение, озеленение) и т.д. В соответствии с действующим законодательством РФ в жилищно-коммунальной сфере могут осуществлять производственную или иную деятельность организации, учреждения и предприятия любых организационно-правовых форм собственности при условии получения соответствующей лицензии. Отдельные виды деятельности как жилищной, так и коммунальной сферы могут полностью или частично финансироваться за счет средств бюджета, другие услуги носят исключительно коммерческий характер.
3) Условия хозяйствования и источники финансирования работ и услуг определяют двоякую роль отрасли в формировании доходов бюджета территории и значительные объемы ассигнований, направляемых на ее содержание и развитие.
4) Высокая степень государственного регулирования жилищно-коммунальной сферы в части установления отношений между поставщиками и потребителями услуг. При изучении нормативно-правовой базы в этой области необходимо иметь в виду, что большое число и разнообразие принятых в последнем десятилетии законодательных актов (более 230 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ) свидетельствуют о серьезных проблемах и противоречиях в этой системе. Так, в начале реформирования экономики была разработана целевая федеральная программа «Жилище». Главной целью ее реализации являлось обеспечение права каждому гражданину свободно в соответствии с потребностями семьи приобретать в собственность или получать в пользование благоустроенное жилье». В приведенной цитате виден намечающийся рыночный характер преобразований. Государство уже тогда гарантировало не само жилье, а лишь право на его приобретение, заем или аренду.
|
|
В настоящее время функции ЖКХ как амортизатора превратились в угрозу для социального и экономического развития страны. Приведенная ниже информация характеризует наличие серьезных проблем в этой сфере: более 40% подаваемой для населения питьевой воды не соответствует стандартам; средний уровень износа сетей и генерирующих мощностей составляет около 60%, что неизбежно приводит к росту аварий, а следовательно, к дополнительным затратам по их устранению; из-за недофинансирования и несогласованной тарифной политики дебиторская задолженность в коммунальном хозяйстве на 1 января 2001г. составляла 168 млрд. руб., т.е. возросла вдвое по сравнению с 1997 г. При этом кредиторская задолженность за этот период увеличилась с 101 до 245 млрд. руб. Огромный объем накопленной за последние годы задолженности образовался в основном в результате невыполнения бюджетами всех уровней своих обязательств по финансированию расходов. Таким образом, ЖКХ превратилось в один из главных источников образования неплатежей в экономике, а в этом заключается пятая особенность его функционирования. Не случайно в ряду задач сформулированных в Программе реформирования и модернизации экономики на среднесрочную перспективу, на первое место поставлены вопросы финансового оздоровления жилищно-коммунальных предприятии и организаций. В этих целях планируется провести реструктуризацию их задолженности и довести тарифы до экономически обоснованного уровня.
Тема 2. Законодательное регулирование жилищно-коммунального хозяйства
Ведущее место среди законов в рассматриваемой области отведено Жилищному кодексу РФ от 1 марта 2005года, который регламентирует вопросы распределения, пользования и эксплуатации жилищного фонда, права и обязанности жителей, а также жилищно-эксплуатационных организаций. До некоторого времени (до разработки нового варианта Жилищного кодекса) действующим законам, в котором были сформулированы основные направления государственной жилищной политики, являлся Закон РФ от 24 декабря 1992.Г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». Он разграничивал права владения и управления жилищно-коммунальной собственностью; регламентировал создание рынка за счет приватизации и изменения структуры жилищного фонда по формам собственности; введение договорных отношений в области эксплуатации и ремонта жилья и объектов инженерной коммунальной инфраструктуры; переход ЖКХ в режим безубыточного функционирования и расширенного воспроизводства основных фондов путем поэтапного повышения платежей населения за жилье и коммунальные услуги и т.д. На данный момент Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» признан утратившим силу с 1марта 2005г., в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». (в ред. Федеральных законов от 26.12.2005 N 184-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 08.05.2009 N 93-ФЗ)
Следующий важный документ — Программа демонополизации и развития конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве. Она разработана в целях реализации концепции реформы ЖКХ. В программе сформулированы следующие положения:
· создание конкурентной среды в сфере предоставления жилищных услуг в результате разделения функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями;
· антимонопольное регулирование деятельности естественных локальных монополий и создание конкурентной среды в области тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения;
· демонополизация и создание конкурентной среды в подотраслях связанных с благоустройством населенных пунктов, ритуальным обслуживанием, банно-прачечным и гостиничным хозяйством, а также жилищно-коммунальным хозяйством в малых муниципальных образованиях, сельской местности и закрытых административно-территориальных образованиях.
Основу системы жилищно-коммунального обслуживания потребителей составляют многопрофильные предприятия, что обусловлено экономической целесообразностью их хозяйственно-финансовой деятельности. Наиболее распространенная форма создаваемых государством или местными органами власти единиц — унитарные предприятия или государственные (муниципальные) учреждения.
Большое значение носит Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002—2010 годы, которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675. Цели и задачи Программы:
1. комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
2. обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
3. развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;
4. обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение структуры и технических характеристик жилья в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
5. обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств.
Тема 3. Основные принципы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Действующая система оплаты жилья и коммунальных услуг в своей основе сложилась еще в 20-30-е годы и, с некоторыми коррективами, существовала весь советский период. Суть жилищной политики состояла в ликвидации частной собственности на жилые помещения и переводе городского жилищного фонда в государственную собственность. Гражданам предоставлялось лишь право пользования жильем, а права владения и распоряжения жилищным фондом оставались в руках государства.
В соответствии с принятой системой квартирная плата за пользование государственным жильем должна была покрывать издержки на содержание и текущий ремонт жилых помещений, а также затраты на предоставление коммунальных услуг. Но полного погашения издержек за счет квартплаты и коммунальных платежей практически не осуществлялось. Поэтому государство должно было дотировать жилищно-коммунальную сферу, которая ориентировалась не на потребителей, а на бюджетные средства.
В предвоенные годы учитывались ограниченные потребительские качества предоставляемых жилых помещений и уровень доходов граждан, поэтому квартплата была дифференцированной. Но прошедшие в 1946 и 1961 гг. денежные реформы при неизменных ставках квартплаты свели на нет учитываемые различия в доходах населения, а переход к массовому жилищному строительству ликвидировал различия в благоустройстве. С августа 1948 г. были отменены все виды бесплатного предоставления населению коммунальных услуг, за исключением услуг, предоставляемых учителям школ в сельской местности, а также в других немногочисленных случаях, предусмотренных решениями правительства. Кроме того, все более расширялась система льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
С течением времени доля квартплаты в расходах населения постепенно падала и почти полностью потеряла свое социально-экономическое содержание. Остался лишь политический смысл: государство распределяло жилье бесплатно, а его содержание населению почти ничего не стоило. На самом деле государство приняло на себя затраты по содержанию и эксплуатации жилого фонда. Кроме того, отсутствие реального собственника жилых помещений и отчуждение потребителя от нормальных экономических взаимоотношений с жилищно-эксплуатационными и коммунальными организациями привело к снижению качества жилищного фонда и ухудшению условий его эксплуатации.
Основной источник доходов коммунальных предприятий - выручка от реализации коммунальных услуг, которая зависит от объема услуг и уровня тарифа. Начиная с 1948 г. в стране осуществляется централизованное планирование тарифов на основные виды коммунальных услуг, в том числе и оказываемых населению. С 1959 г. право утверждать тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению, передано местным уровням исполнительной власти.
Следующая волна реформирования, наиболее касающаяся нас, началась с провозглашения Закона РФ от 24 декабря 1992г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». Реформа ЖКХ включала в себя широкий перечень направления деятельности, которые были сформулированы в соответствие с задачами, установленными в законе. Процесс реформирования отрасли и ее финансовых основ предусматривает:
· перевод жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования;
· демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства и создание условий для конкуренции в этой сфере, переход на договорные отношения между заказчиками жилищно-коммунальных услуг и исполнителями;
· совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциацию в зависимости от качества и местоположения жилья;
· упорядочение системы социальной защиты населения и существующей системы льгот, адресную направленность выделяемых на эти цели средств; организацию и совершенствование деятельности муниципальных центров по предоставлению гражданам компенсаций или субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Различные направления жилищной реформы получили свое отражение и в других федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. В качестве основных актов, заложивших фундамент преобразований, необходимо отметить также законы «О собственности в РСФСР» (1990 г.), «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (1991г.)
На первом этапе (1992-1996) предполагалось, что в результате реформирования по истечении пятилетнего срока отрасль окажется полностью безубыточной и не потребует бюджетного финансирования. Однако затянувшийся экономический кризис и связанный с этим инфляционный рост расходов не позволили своевременно реализовать одно из важнейших мероприятий реформы — переход на полную оплату гражданами квартирной платы и коммунальных услуг. Причинами кризисного состояния отрасли является отсутствие серьезных экономических стимулов для оптимизации структуры тарифов и снижения расходов. К примеру, затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 м3 воды в нашей стране на 30% выше среднеевропейского уровня.
Наблюдается рост дотации на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), включающие дотации на квартирную плату и жилищно-коммунальные услуги. Например, в 1994 г. доля этих дотаций составила 4,7% ВВП, или 27% от суммарных расходов территориальных бюджетов. Рост дотаций ЖКХ в этот период был связан с необходимостью предотвращения дальнейшего снижения уровня жизни населения и обеспечения гарантии доступа к таким жизненно необходимым услугам, как жилье и коммунальные услуги.
Как показывает анализ, на увеличение дотаций ЖКХ в это период оказали влияние два основных фактора:
1. предприятия из-за резкого уменьшения государственного финансирования и падения спроса на свою продукцию сокращали расходы на эти цели. В результате расширялась сфера ответственности местных бюджетов за дотирование ЖКХ;
2. рост цен на энергоносители опережал общий уровень инфляции (по оценкам Всемирного банка, в период 1992—1994 гг. это опережение составило по электроэнергии в 2,8 раза, по топливу — в 1,9 раза). Соответственно такое опережение, по-видимому, лишь отчасти могло быть компенсировано за счет установления льготных тарифов населению и перераспределения этих расходов на предприятия.
В 1994-1995 гг. резкий рост тарифов па жилищно-коммунальные услуги позволил преодолеть отставание от темпов инфляции, при этом доля затрат, покрываемая, населением, в эксплуатационных издержках предприятий отрасли возросла с 2-3 до 20-40%. В результате этого объем недофинансирования услуг, оказываемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства снизился, но тем не менее составил более 50 млрд. руб. Поскольку темпы роста затрат на жилищно-коммунальные услуги опережали темпы инфляции, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на покрытие разницы в ценах на тепловую энергию в муниципальных бюджетах не уменьшилась. Положение усугублялось тем, что в 1995 г. реальные доходы населения снизились на 13%, в связи с чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался особенно болезненным.
Сложившаяся ситуация потребовала увеличения конечного срока перехода предприятий жилищно-коммунального хозяйства на самоокупаемость с 5 до 10 лет.
Для активизации реформ ЖКХ в 1997 г. был сделан следующий шаг на пути к преобразованиям — Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства. В этом документе подтверждалась приверженность ранее объявленным целям реформирования. Новая экономическая модель устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса стала базироваться не только на повышении уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и доведении их до реальной стоимости, но и на снижении издержек на производство услуг. В конечном счете, концепция была направлена на минимизацию бюджетных ассигнований в отрасль и оздоровление всех финансов России. Главной задачей снижения издержек становится внедрение ресурсосберегающих технологий, что позволит снизить расходы не только бюджета, но и населения.
17 сентября 2001года утверждена постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002—2010 годы. Эта программа ограничена сроками 2002-2010гг. и разбита на этапы реализации:
1-й этап — 2002—2004 годы;
2-й этап — 2005—2010 годы.
Также существует ряд подпрограмм. «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» - одна из подпрограмм федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы.
Рассчитывается проведение этой подпрограммы в три этапа:
1-й этап — 2002—2003 год;
2-й этап — 2004—2005 год;
3-й этап —2006—2010 годы.
В задачи этой программы входят: привлечение инвестиций в ЖКХ, повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, обеспечение финансового оздоровления жилищно-коммунальных предприятий, обеспечение условий для снижения издержек и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса.
Следующая Подпрограмма - «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда». Цель подпрограммы: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания; ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году; подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания.
Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение, как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия. Развитие договорных отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями услуг, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве обеспечат в перспективе:
· проведение собственниками и нанимателями жилищного фонда конкурентного отбора управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих наилучшее качество услуг по наименьшей цене;
· стимулирование энергоресурсосбережения как со стороны коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны получателей их услуг (для уменьшения объема стоимости этих услуг) не менее чем на 20%;
· стабилизацию финансовых потоков для организаций, отказывающих жилищно-коммунальные услуги, их прозрачность и гарантированность.
Главными итогами предшествующего десятилетия можно считать создание правовых и организационных основ, жилищной политики, определение приоритетных направлений ее реализации; изменение методов регулирования ЖКХ на основе рыночных механизмов; проведение приватизации жилого фонда не путем раздачи ваучеров, а путем предоставления гражданам занимаемого жилья. Рынок жилья стал неотъемлемой частью российской действительности. Ежегодно около 5% квартир, находящихся в частной собственности, вовлекаются в рыночный оборот. Существенные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, возросла роль частных индивидуальных застройщиков, начала развиваться система ипотечного кредитования.
В условиях развития рыночных отношений и повышения самостоятельности предприятий ЖКХ преобладающее значение в организации управления приобретают финансовые инструменты, согласующиеся с тарифной политикой государства. Сложившаяся практика финансирования и тесно связанные с ней проблемы ценообразования затрагивают интересы всех субъектов правоотношений, участвующих в процессе производства и потребления жилищно-коммунальных услуг. В разные годы в нашей стране применялись различные подходы к установлению тарифов. Так, с 1948 по 1958 г. на всей территории СССР действовали единые, централизованно утвержденные тарифы. С 1959 г. Права по установлению тарифов были переданы нижестоящим органам власти. С 1993 г. на федеральном уровне стали устанавливаться тарифы на газ, на региональном — на электроэнергию, на местном — на все остальные виды жилищно-коммунальных услуг. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единая методологическая база для согласованного регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это не позволяет увязывать изменение тарифов на газ (федеральный уровень) и электроэнергию (региональный уровень) с изменением тарифов на тепловую энергию и воду (муниципальный уровень). Не всегда учитываются возможности населения и бюджетных организаций оплатить эти услуги по повышенным тарифам.
Таким образом, намечено провести поэтапное сближение тарифов на услуги по категориям покупателей с уровнем, обеспечивающим возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры. Одной из важнейших задач государственной тарифной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней путем недопущения чрезмерного повышения тарифов на электрическую энергию, газ, железнодорожные перевозки. С этой целью Федеральными законами «О федеральном бюджете» установлены рамочные показатели роста тарифов на услуги естественных монополий в пределах 10—12%, что соответствует макроэкономическим параметрам годового уровня инфляции.
3.1. Тарифная политика Нижегородской области
Плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в Нижегородской области в 2009 году увеличилась в среднем на 25%.
Тарифы на электроэнергию возрос на 27,3%, на теплоснабжение и горячее водоснабжение — на 20,1%, на водоснабжение и водоотведение — на 24,7%, на утилизацию бытовых отходов — на 21,1%, на газ для бытовых нужд — на 18,7%
Причины повышения тарифов связаны с ростом цен на топливо, инфляцией, доведением зарплаты работников ЖКХ до отраслевого тарифного соглашения, необходимостью ремонта и модернизации оборудования.
Социальная норма потребления электроэнергии в регионе в текущем году не изменилась и составила 50 кВт на одного человека в месяц. Если данный показатель превышается, то оплата производится по экономически обоснованному тарифу, который увеличился на 27,8% — до 3,4 рублей за кВт. ч.
Тарифы на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными бытовыми электроплитами, а также в сельской местности составил в пределах социальной нормы месячного потребления — 1,33 рубля/кВт. ч., сверх социальной нормы — 2,38 рублей/кВт. ч.
Тарифы для населения в домах с центральным горячим водоснабжением при наличии газовой плиты на 2009 год составил 30,5 рубля на человека в месяц с учетом НДС, в домах без центрального горячего водоснабжения — 41,6 рубля. При наличии газовой плиты и проточного водонагревателя — 78,3 рубля, при наличии только колонки — 47,7 рубля.