1. Под рефремингом в психологическом консультировании понимается такое переформулирование консультантом проблемы клиента, при которой происходит расширение понимания проблемы и изменение отношения к ней. Понятие рефреминга как метода работы с проблематикой клиента было разработано в нейро-лингвистическом программировании (НЛП).
Метод рефреминга имеет следующие характеристики:
• всегда тесно связан с оцениванием человеком себя или другого, ситуации, проблемы, конфликта и т. п., и под оцениванием понимается способность человека помещать некие факты, события или объекты в определенный контекст, или рамку,
• человек субъективно относится к явлениям и событиям окружающего мира, а любое происходящее событие многоаспектно и предполагает множественность описания с разных точек зрения;
• терапевтический эффект этого метода работы построен на положении о том, что смысл любого события зависит от того, в какую рамку оно помещено;
• изменение рамки события автоматически приводит к изменению его смысла для человека и, как следствие, к изменению в поведении или установках;
|
|
• любое явление, ситуация, проблема клиента могут иметь как отрицательный аспект, с которым клиент обратился к психологу, так и положительный, который клиент просто не видит, и задачей консультанта становится повернуть видение проблемы от отрицательного к положительному аспекту, когда ранее неблагоприятная ситуация приобретает положительное значение и у клиента формируется ресурсное состояние личности,
• рефреминг обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий,
• целью рефреминга является поиск такой рамки, в которой поведение, ситуация, установка и т. п. будут для клиента более адаптивными;
• многие конфликты во взаимодействии с окружающими людьми могут быть обусловлены различными точками зрения на одну и ту же проблему, и использование рефреминга может существенно помочь в разрешении такой проблемы, подобрав нужную "рамку" и изменив отношение к ситуации.
2. Выделяют два вида рефремингов:
• рефреминг контекста, который ориентирован на изменение смысла того или иного явления в зависимости от контекста, в котором это явление рассматривается. Например, изменение полярности в ситуации самообвинений клиента и недовольства им каким-нибудь своим качеством, с отрицательной полярности на положительную в зависимости от той ситуации, в которой клиент будет проявлять это качество. В случае применения рефреминга контекста происходит увеличение гибкости поведения и установок клиента, когда он понимает, что такое, например, качество, как педантичность или пунктуальность, ценно на работе, но может при этом приводить к конфликтам в семейной жизни;
|
|
• рефреминг содержания, который ориентирован на изменение поведения и реакций клиента в зависимости от контекста через формирование гибкости восприятия. Например, в случае, когда у клиента есть определенный паттерн поведения как реакция на чьи-либо действия и слова, рефреминг строится таким образом, чтобы помочь ему увидеть позитивную сторону действий другого человека и проанализировать, какой еще смысл, кроме привычного для клиента, могут эти действия означать.
3. Существуют следующие способы построения рефремингов:
• для рефреминга контекста можно использовать вопросы типа "Когда такое ваше качество могло бы быть вам полезным (вредным)?", "Какие выгоды вы можете получить от наличия у вас
этого качества?", "Что ценного вы потеряете, если это качество у вас отнимут?";
• для рефреминга содержания можно использовать вопрос типа "А какую еще информацию может содержать это высказывание (поведение)?", "Какова позитивная направленность этого поведения?";
• классический вариант рефреминга, основанный на вопросе "А что ты хочешь вместо этого?", то есть вместо проблемы происходит постановка цели;
• техника "чудодейственного вопроса", предполагающая:
- первый этап — выяснение того, что хочет клиент вместо своей проблемы, чего ему не хватает сейчас, причем консультант должен добиться от клиента описания мельчайших деталей ситуации, когда проблема решена;
- второй этап — выяснение того, можно ли все им описанное и представленное добавить в его нынешнюю жизнь;
• вопросы для клиентов с прозаическим типом общения (не на уровне представления каких-то чудес) должны строиться на тех реальных событиях, которые происходили в прошлом или нынешнем опыте клиента и имели и имеют отношение к его проблеме с точки зрения ресурсности. Например, выяснение того, как клиент может делать и говорить что-то по-другому, не таким способом, который является для него неадаптивным. То есть, необходим поиск ресурсности в опыте клиента и опора на нее при переформулировании;
• использование других характеристик для построения рефреминга:
- юмора: "Если бы эта ситуация была смешной, над чем бы ты посмеялся?";
- временных аспектов: 'Как бы ты решил эту проблему, если бы был на 10 лет старше (моложе)?";
- принципа противоположности и ухудшения: "Что бы ты сделал, сказал, почувствовал, если бы столкнулся с противоположной проблемой?", "Если бы было хуже чем сейчас, что бы это было?".