1. Формирование системы приказного делопроизводства в XVI-XVII вв.
2. Организация коллежского делопроизводства в XVIII в.
3. Развитие делопроизводства в XIX-начале XX в.
Рекомендуемые нормативные правовые документы и литература
1. Судебник 1550 г. //Судебники 16-17 вв./Под ред. В.Д. Грекова. М., Л.,
2. Генеральный регламент // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т.5. № 3534
3. Общее учреждение министерств//Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1.Т,31 №24686
4. Абрамова Н.А., Милованова М.В. Челобитные как особый вид документа в истории официально-делового стиля //Делопроизводство.2003, №2 с. 95-100
5. Вялова Л.М. Формирование истории делопроизводства в России. Первая половина 19 века //Классификаторы и документы. М.: ВНИИКИ, 1994 №1. с.30-38; №2. с. 52-59
6. Делопроизводство (организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник. /Под ред. проф. Т.В.Кузнецовой. М.: Юнити-Дана,2000.
7. Емышева Е.М. Генеральный регламент-начало законодательного регулирования системы организации управления и делопроизводства//Делопроизводство.2003.№1 с. 103-110
|
|
8. Емышева Е.М. Табель о рангах и развитие системы государственного делопроизводства//Делопроизводство.2004.№4. с. 82-89
9. Конькова А.Ю, Письмовники 19 в. Как руководство к составлению деловых писем и бумаг//Секретарское дело. 1997. №3. с. 105-113
10. Краткий словарь видов и разновидностей документов. М.: Главархив СССР, 1974
11. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2003
12. Шмидт С.О., Князьков С.Е. Документы и делопроизводство правительственных учреждений России 16-17 вв. МГИАИ, 1985
Методические рекомендации:
Изучая историю и организацию отечественного делопроизводства, студент должен знать, что она делится на два периода: дореволюционный, включающий приказное делопроизводство, коллежское делопроизводство, министерское делопроизводство, и советский.
Принципиально важным для изучения темы является четкое определение хронологических рамок изучения истории делопроизводства дореволюционной России. Студенты должны понять, почему дореволюционное делопроизводство изучается с XVI в.
При подготовке к семинарским занятиям следует придерживаться определенного плана изучения каждого периода, что поможет усвоению и осознанию теоретического материала. Необходимо знать, что оказывало влияние на систему делопроизводства в каждый период, какими законодательными актами она регулировалась, какие структурные подразделения и лица отвечали за работу с документами, как распределялись обязанности между ними, состав, правила оформления документов, организацию работы с ними (движение документов в учреждениях, порядок их обработки, хранения и т.д.). Кроме того, при изучении темы важно уяснить особенности организации делопроизводства каждого периода и уметь провести сопоставительный анализ основных делопроизводственных операций, выполнявшихся в различные периоды, например: между периодами приказного делопроизводства и коллежского, между периодами коллежского и министерского. Обычно данное задание вызывает у студентов определенные трудности. Однако, если теоретический материал будет изучаться по рекомендуемому плану, студент без значительных усилий справиться с поставленной задачей.
|
|
При изучении периода приказного делопроизводства следует обратить внимание на то, что образование Русского централизованного государства требовало создания высших, центральных и местных органов власти и управления.
Главная задача студента – уметь раскрыть этапы формирования системы приказного делопроизводства, поскольку в этот период складывается система документирования деятельности государственных учреждений (состав документов, их формуляр).
Студент должен знать, что представлял формуляр документа, уметь определить вид конкретного документа, его удостоверение. Очень важно познакомиться с приемами организации работы с документами, с этапами их обработки, включая архивное хранение. Необходимо знать, что имеется в виду, когда говорят, что делопроизводство этого периода основывалось на нормах обычного права, почему приказное делопроизводство называют столбцовым, каким законодательным актом была закреплена столбцовая форма.
Изучая коллежское делопроизводство, необходимо помнить, что в первой четверти XVII в. Петром I были осуществлены административные реформы, коренным образом изменившие систему государственного управления, что повлекло за собой изменение в организации делопроизводства.
Студент должен знать роль и значение Генерального регламента в развитии отечественного делопроизводства, его основные положения, устанавливающие структуру коллегий, штатный состав чиновников, их обязанности в работе с документами. Следует обратить особое внимание на принципиально новые положения, которые Генеральный регламент внес в делопроизводство: обработку документов, организацию текущего хранения документов, создание архивов; процесс документирования.
Особое внимание следует уделить организации делопроизводства после Губернской реформы 1775 г., когда функции центральных учреждений-коллегий (за исключением трех) были переданы местным учреждениям;
Изучая делопроизводство в учреждениях XIX в., студент должен обратить внимание на то, что в результате административных реформ, осуществленных Александром I, система государственных учреждений России была подвергнута серьезной корректировке.
Студент должен познакомиться с законом 1811 «Общее учреждение министерств» и знать, какими видами документов обменивались министерства с вышестоящими и подчиненными учреждениями и должностными лицами, какие виды документов составлялись внутри министерства, какие факторы влияли на формуляр документа XIX в., на его удостоверение. Необходимо помнить о том, что документы в XIX веке стали оформляться на бланках, и помнить значение введения бланков для отечественного делопроизводства.
Изучая делопроизводство дореволюционного периода, следует понять тенденции его развития, после издания «Общего учреждения министерств».
Студент должен учитывать, что важным фактором развития делопроизводства в XIX в. стал поиск путей сокращения документооборота в связи с увеличением количества документов в сфере управления. В 30-60-е гг. XIX в. были изданы законодательные акты, в которых четко формулировались пути сокращения количества документов.
|
|
Вопросы и задания:
1. Какой была структура приказов и штатный состав?
2. Перечислите виды документов, в которых фиксировалась управленческая деятельность в учреждениях XVI-XVII вв. Уточните, в каких учреждениях они составлялись и кому предназначались?
3. Опишите этапы обработки документов в приказах?
4. На чем основывалась система приказного делопроизводства?
5. Сформулируйте особенности приказного делопроизводства?
6. Поясните роль и значение Генерального регламента в отечественном делопроизводстве?
7. Какой была структура коллегий и состав должностных лиц структурных подразделений? Перечислите их основные должностные обязанности?
8. Назовите виды документов XVII в. Охарактеризуйте их формуляр?
9. Сравните приказное и коллежское делопроизводство?
10. Сформулируйте особенности коллежского делопроизводства?
11. Каковы роль и значение «Общего учреждения министерств» в отечественном делопроизводстве? Какие принципы организации делопроизводства ввел этот закон?
12. Назовите виды документов XIX в. Охарактеризуйте их формуляр.
13. Как было организовано хранение документов в учреждениях XIX в.?
14. Дайте сравнительную характеристику коллежского и министерского делопроизводства?
15. Сформулируйте особенности делопроизводства XIX -начала XX в.?