При повышенном напряжении приводящих мышц бедер ребенок с трудом разводит бедра в стороны, при поддержке под мышками перекрещивает ноги (рис. 182).
Прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходимо расслабить эти мышцы с помощью массажа.
Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых органов). Приемы растирания и разминания применяются только на наружной стороне бедер. Большое внимание уделяется массажу спины, особенно поясничной области и ягодиц.
Эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным разведением ног ребенка (при согнутых коленях).
Рис. 182. Перекрещивание ног
Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответствующем проекции тазобедренного сустава сбоку (рис. 183). Надо почувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точку (зону). Одновременно мягко, можно в сочетании с потряхиванием, постепенно отводите бедро ребенка наружу.
|
|
Разводя бедра, нельзя допускать резких движений, насилия, это может вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бедер и еще большее их напряжение.
Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на середине внутренней поверхности бедра (рис. 184). Одновременное отведение в сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать расслаблению приводящих мышц бедра (рис. 185).
Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая малыша на весу в вертикальном положении или покачивая таз ребенка, лежащего на столе с согнутыми ногами.
Разведение согнутых ног выполняется только после достижения расслабления мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия. Затем между ног кладут свернутую в несколько раз пеленку и фиксируют
Рис. 183. Точечный массаж в области тазобедренного сустава
Рис. 184. Точечный массаж внутренней поверхности бедра
![]() |
Рис. 185. Отведение согнутой ноги
ее другой пеленкой или штанишками. Это так называемое «широкое» пеленание, которое может быть рекомендовано всем детям первых месяцев жизни в профилактических целях (рис. 186).
Упражнения для ног, такие как: сгибание и разгибание, «скользящие шаги», «топание» стопами по поверхности стола и т. д. делаются только с широким разведением бедер в стороны (рис. 187).
Очень полезно рефлекторное «ползание», разведение согнутых ног ребенка, лежащего на животе (рис. 188).
Научите малыша играть со своими ножками, подтягивать их ко рту — это важно не только для физического развития ребенка.
|
|
Многие упражнения можно делать во время купания, теплая вода замечательно расслабляет мышцы.
При повышенном напряжении задней группы мышц голеней ребенок в вертикальном положении (поддерживаемый подмышки) опирается на пальцы ног, стоит «на цыпочках».
При этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности голени излишне напряжены. Поэтому массаж ног должен быть дифференцированным:
И. п.: ребенок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены.
Рис. 186. «Широкое» пеленание
Рис. 187. Упражнения для ног с широким разведением бедер
Рис. 188. Разведение согнутых ног
Вначале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием стопы и сгибанием ее вперед. Для облегчения сгибания проведите точечный массаж: мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень (рис. 189). Затем, с целью укрепления растянутых мышц, проводят массаж мышц передней поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание).
Задняя поверхность голени массируется более мягко (поглаживание, очень легкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы).
Затем положите малыша на живот. Согните его ножки в коленях голени вертикально, перпендикулярно к опоре), и мягко, пластично, с вибрационными движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие (рис. 190).
В положении ребенка лежа на животе стопы его должны быть вне стола (свисать) (рис. 191).
Для развития опорной функции стоп рекомендуются упражнения для стоп, основанные на рефлексах: указательным и средним пальцами захватите стопу ребенка, а большим — нажмите на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание стопы.
Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы — к пятке. Происходит разгибание стопы.
Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая лодыжки спереди назад.
Рис. 189. Точечный массаж тыла стопы
![]() |
Рис. 190. Надавливание на подошвы
![]() |
Рис. 191. Свисание стоп с края стола
Очень полезны следующие упражнения.
• Рефлекс опоры и выпрямления ног. Поддерживая малыша в вертикальном положении, дайте ему опереться о поверхность стола. При соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с опорой происходит их разгибание
• Рефлекторная «ходьба». Поддерживайте ребенка в вертикальном положении, слегка наклоняя его вперед. При соприкосновении стоп с твердой поверхностью стола малыш совершает автоматические «шаги» (см. стр. 33).
• Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлекторное ползание (см. стр. 28), ползание в полувертикальном положении (см. стр. 175), ползание на спине (см. стр 177.)
• При покачивании на мяче следите за тем, чтобы малыш при движении назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно отталкивался. Не допускайте положения «на цыпочках». При необходимости помогайте ребенку (рис. 192). Положите большой пластиковый мяч в ножной конец кроватки — пусть малыш пинает его ногами (рис. 193).
• «Скользящие шаги» рекомендуются детям старше 4 месяцев (когда исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей ног). Более ранний вариант этого упражнения — «топание» стопами согнутых ног по поверхности стола (см. стр. 42).
![]() |
Рис. 192: Покачивание на мяче с тренировкой опорности стоп упором
Рис. 193. «Топтание» мяча
Полезны упражнения в ванне с теплой водой. Их делают непосредственно во время купания ребенка. Ребенка поддерживают в вертикальном положении, фиксируя его грудь обеими руками сзади и спереди. Поставьте малыша на дно ванны и, перенося вес с одной его ноги на другую, стимулируйте переступание (рис. 194). Целесообразно на дно ванны на время проведения этого упражнения положить резиновый рифленый коврик.
|
|
Во время плавания побуждайте ребенка отталкиваться от стенки ванны (рис. 195).
Для более старших детей, которые уже стоят с опорой, рекомендуется:
Приседания с поддержкой выполняют с самостоятельно стоящими, держащимися за опору, детьми. Можно превратить это упражнение в игру, говоря малышу «стань маленьким», затем «стань большим».
Осторожно! Не следует стимулировать стояние и ходьбу преждевременно, ребенок встанет и пойдет тогда, когда будет к этому готов. В противном случае резко увеличивается вероятность деформации ног.
Также не стоит пользоваться «прыгунками», в которых закрепляется порочное положение стоя «на цыпочках».
![]() |
Рис. 194. «Ходьба» в воде
Рис. 195. Отталкивание от бортика ванны