Государство должно сконцентрировать свои ограниченные ресурсы на выполнении своих базовых функций. Это не означает ликвидацию всех прочих статей бюджетных расходов. Бюджетная политика должна строиться на оценке относительной эффективности участия государства в различных сферах экономической активности и сводить к минимуму распределение бюджетных ресурсов по направлениям, где участие государства необязательно или неэффективно.
Основным приоритетом бюджетных расходов как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе останутся расходы на социальную сферу – систему социальной защиты и инвестиции в человеческий капитал. Формирование «социального бюджета» будет основано на принципах социальной политики, подробно описанных в разделе ХХХ. Эти принципы включают:
- ХХХ
По предварительным расчетам, основанным на консервативном макроэкономическом прогнозе, эти реализация этих принципов подразумевает следующую динамику и структуру бюджетных расходов на социальную сферу:
Таблица Х: Бюджетные расходы на социальную сферу
рас | фед | рег | рас | фед | рег | рас | фед | рег | |
Пенсии | |||||||||
Социальные пособия | |||||||||
- по нуждаемости | |||||||||
- по безработице | |||||||||
- категориальные | |||||||||
- жилищные | |||||||||
Здравоохранение | |||||||||
- зарплата | |||||||||
- коммунальные | |||||||||
- текущие материальные | |||||||||
- инвестиции | |||||||||
Образование | |||||||||
- зарплата | |||||||||
- коммунальные | |||||||||
- текущие материальные | |||||||||
- инвестиции |
Приведенная выше динамика расходов означает:
- повышение реального уровня пенсий на ХХХ% к 2004 году и ХХХ% к 2010 году с одновременным обеспечением кратко- и долгосрочной устойчивости пенсионной системы;
- обеспечение домохозяйств доходами, соответствующими не менее ХХХ% прожиточного минимума;
- достаточность ресурсов для выплаты пособий по безработице не менее ХХХ млн. граждан;
- сохранение существующих льгот ветеранам войны, инвалидам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также детских пособий (с обязательной проверкой нуждаемости) с переводом большинства льгот в денежную форму;
- выплату жилищных субсидий домохозяйствам расходы которых на жилищно-коммунальные услуги превышают законодательно установленные нормы (с учетом ликвидации дотаций предприятиям ЖКХ и перекрестного субсидирования);
- повышение реальной заработной платы учителей и врачей на ХХХ% к 2004 году и ХХХ% к 2010 году, а также технического переоснащения образовательных и медицинских учреждений;
- полную оплату коммунальных услуг (с учетом роста тарифов при ликвидации перекрестного субсидирования), обеспечение текущих материальных расходов в соответствии с установленными нормативами, необходимые государственные инвестиции.
Таким образом, ХХХ
Второй приоритет бюджетных расходов – не по объему, но по важности – это финансирование судебной системы. Рост расходов по этой статье, который необходим для обеспечения реальной независимости правосудия, должен быть связан со обоими основными компонентами затрат – увеличением численности судей и их средней заработной платы, а также улучшением материально-технического обеспечения работы судов. Это приведет к реальному росту расходов на содержание судебной системы на 30-40% (или около 4 млрд. рублей в ценах 2000 года), который с избытком окупиться улучшением правовых условий развития общества и защиты прав гражданина в целом и функционирования предприятий в частности.
Расходы на национальную оборону являются не менее важным бюджетным приоритетом. Недофинансирование расходов по этой статье до 1999 года привело к недостаточному темпу перевооружения армии и недопустимому снижению уровня жизни военнослужащих. Стабильное финансирование национальной обороны в ближайшие три года с последующим выводов объемов финансирования на уровень 3.5% ВВП позволит – при условии продолжения военной реформы и особого внимания к сфере НИОКР – добиться нового качества армии, отвечающего требованиям оборонной доктрины Российской Федерации, а также дальнейшего повышения конкурентоспособности российского экспорта вооружений на мировых рынках.
Снижение налогового бремени и повышение приоритетных расходов будет осуществляться, прежде всего, за счет сокращения заведомо неэффективных расходов расширенного бюджета, а после инвентаризации расходов – выявленных неэффективных расходов.
Наиболее существенному сокращению будут подвергнуты расходы по разделу «Национальная экономика». Неэффективная государственная поддержка отдельных отраслей должна быть сведена к минимуму. Прежде всего, это касается субсидий предприятиям жилищно-коммунального хозяйства (с переводом части соответствующих расходов в адресные субсидии малообеспеченным домохозяйствам), избыточных инвестиций в дорожное строительство и другие отрасли (после завершения инвентаризации федеральных целевых программ), субсидий отдельным промышленным предприятиям на региональном и местном уровне. Общий объем сокращения расходов по данному разделу оценивается в ХХХ% ВВП к 2004 году, в том числе ХХХ% ВВП в 2001 году.
Другим направлением сокращения бюджетных обязательств станет сокращение избыточных, в большинстве случаев нефинансируемых, федеральных обязательств социального характера. Часть этих обязательств будет переводится в целевую форму или компенсироваться повышением заработной платы и финансироваться полностью. Региональные бюджеты, обладающие достаточными ресурсами смогут продолжать финансировать обязательств, которые они будут готовы принять на себя. Общий объем сокращаемых обязательств составит до ХХХ% ВВП при неизменных или повышенных фактических расходах.
Наконец, третьим важным источником сокращения бюджетных расходов станет пересмотр структуры и объемов финансирования органов государственного управления. Часть министерств и ведомств (либо их подразделений) будет ликвидирована с соответствующим сокращением штатов. Штатная структура оставшихся органов управления будет коренным образом пересмотрена. Общее сокращение числа государственных служащих составит за 4 года не менее 20%. Сокращение штатных единиц позволит существенно повысить реальную заработную плату оставшимся государственным служащим, что будет компенсировать и планируемую отмену категориальных льгот и выплат в натуральной форме. Общее сокращение бюджетных расходов по этой статье составит около ХХХ% ВВП.
Доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте будет снижаться также по мере роста последнего при неизменном реальном объеме бюджетных ассигнований. Этот процесс, естественный для динамично развивающихся стран, а также постепенное снижение долговой нагрузки позволят и далее снижать налоговое бремя.