Теоретические положения. Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустриро-вано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.
Представители данного подхода подчеркивают, что у Фрейда, Адлера, Юнга человек зависит от влечений и не обладает свободой. В рамках логотерапии, наоборот, одним из центральных тезисов является тезис о том, что человек обладает свободой выбора из реалистичных возможностей (как прожить предстоящий час). Каждая ситуация открывает для человека возможность найти наилучшее свое функционирование, и это является для человека смыслом.
Предтеча логотерапии немецкий философ Макс Шиллер [Max Scheler, ск. в 1956] утверждал, что духовное в человеке начинается с того, что он говорит «нет». Человек перестает повиноваться обстоятельствам, начинает чувствовать себя свободным, проявлять свою волю, искать свое наилучшее функ-
|
|
ционирование в этом мире. Таким образом, он приблиэ#ается к нахождению своего смысла в жизни.
Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стрем^ения к смыслу), клинической симптоматике.
Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия (следующий шаг - самоубийство), наркомания, агрессия.
Экзистенциальный вакуум поддерживается:
1) подавлением собственной духовности, религиозности. Это связано с тем, что духовность и религиозность человека в современном мире зачастую становятся объектом эксплуатации;
2) уходом от ответственности за поиск смысла в конформизм, тоталитаризм, невротическую триаду. Эти формы доведения стали уже культурно закрепленными, определенным людям они выгодны;
3) разрушение традиций и ценностей. Видимо, связано с тем, что стремление следовать ценностям и традициям в человеческом обществе также зачастую становится причина эксплуатации, закабаления человека. Причем элемент, связанный с потребностью манипулировать другими, постоянно стремится выхолостить сущность традиций и ценностей;
4) редукционизм в сфере психологии и образования. Люди начинают верить, что они скорее детерминированы, чем детерминируют, и затем поддерживают в себе эту веру;
5) недостаточный акцент на самотрансценденции. Большинство направлений современной психологии сосредотачиваются на самоактуализации и самовыражении. Счастье же и реализация потенциальных возможностей, согласно логотерапии там, являются побочными продуктами самотрансценде0Чии ~~ способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредотачиваться на себе;
|
|
6) невротизация человечества. В мире с каждым годом все больше людей испытывают ощущение внутренней пустоты.
Трудно найти людей, обретших смысл, нет таких образцов для подражания.
Цель логотералии -помочь клиентам найти смысл в жизни. Этапы и методы работы
I. Диагностирование состояния экзистенциального вакуума и переформулирование проблемы. Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - более здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. Экзистенциальное отчаяние - скорее достижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности.
II. Углубление экзистенциального состояния. Используются следующие методические приемы:
1. Объяснение. Например, клиентам объясняют, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла.
2. Предложение максим (изложенных в краткой форме правил, принципов поведения).
Например: «Живите так, будто вы живете второй раз, и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь».
3. Использование сравнений:
v Клиентам предлагают представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. При этом ничего нельзя изменить задним числом.
v Клиентам предлагают представить себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства (жизней), но не знают, когда наступит крайний срок.
III. Фокусирование на поисках смысла:
1. Подведение клиентов к осознанию своей ответственности за нахождение смысла:
v До клиентов доводят, что они ответственны за достижение высочайшей из возможных «активаций» их жизни.
v Клиентам помогают понять, что жизнь никогда не теряет смысл, ее следует рассматривать как некое предопределение, помогающее человеку обрести смысл.
v Если клиенты религиозны, их подводят к тому, что они ответственны перед Богом за нахождение смысла.
2. Клиентам помогают выслушивать голос своего психического. Клиент должен выслушивать 10 тыс. требований, скрытых в 10 тыс. ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, повиноваться этим требованиям. При этом психологи-консультанты могут приводить примеры своих неустанных поисков смысла.
3. Постановка перед клиентами вопросов о смысле. Каких творческих успехов они могли бы добиться в своей жизни? Психолог помогает клиентам искать ответы на подобного рода вопросы.
4. Увеличение числа источников смысла. Если прежний источник смысла в данный момент не доступен, что еще могло бы его заменить?
5. Выявление смысла через логодрамму. Обострение конфликтности ситуации через введение в поле зрения клиентов новых людей, новых источников информации, помогающее клиентам обрести смысл.
6. Предложение клиентам некоторых готовых вариантов смысла в кажущейся им бессмысленной ситуации.
7. Использование анализа сновидений для выявления подавленной духовности и религиозности.
Большой известностью пользуются два метода, разработанных в рамках логотерапии:
1. Парадоксальная интенция. Клиентам с обсессивно-ком-пульсивными и фобическими расстройствами предлагают делать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шутками.
2. Дерефлексия — техника для борьбы с компульсивной тенденцией к самонаблюдению. Клиентам предписывают переключать внимание с наблюдения за каким-либо своим актом (например, глотанием) на что-то другое.