Индустриальная и постиндустриальная эпохи в обществознании

Вопросы:

  1. Обществознание XVIII—XIX веков.
  2. Основные направления современной общественной мысли (XX век).
  3. Русская общественная мысль.

1. Обществознание XVIII—XIX веков

XVIII век

Классическая политическая экономия берет свое начало от физиократов, считавших, что богатство в обществе создается только за счет сельского хозяйства, и, в частности, от Франсуа Кене. Меркантилисты, наоборот, считали, что богатство общества создается торговлей. Требовалось обобщить все эти односторонние направления и указать роль каждой сферы экономики в создании общественного богатства.

Адам Смит (1723—1790) считается тем представителем политической экономии, который рассмотрел экономику в единстве: и производство, и торговлю, и сельское хозяйство, и промышленность. Устройство общества Адам Смит представлял как трудовое. Он исходил из эгоистической сущности человека, (как и Макиавелли, Гоббс) и выдвинул идею, что, преследуя свои эгоистические интересы, люди работают друг на друга и удовлетворяют общественные потребности. А это есть разделение труда и работа друг на друга через обмен. У Адама Смита общество состояло из трех классов: рабочих, капиталистов и земельных собственников, и класс каждый имел свои источники доходов. Рабочим источник доходов давал труд, капиталистам — капитал, земельным собственникам — земля. Смит считается основателем трудовой теории стоимости, основанной на теории Джона Локка о трудовой основе собственности.

Следующее крупное течение общественной мысли в 18 веке — это утопический социализм. Наиболее видные представители: Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Они критиковали негативные проявления раннего капитализма: жестокую эксплуатацию людей (рабочий день продолжался 16—18 часов), использование труда детей, массовые болезни, деградацию подрастающего поколения, начавшиеся экономические кризисы.

Почему это течение называлось утопическим? На основе критики пороков капитализма представители утопического социализма предлагали такие привлекательные модели общественного устройства, которые весьма привлекательны, но практически не реализуемы. Они рисовали общества людей, где никто за счет другого не обогащается, все люди равны, дружны, друг другу братья, каждый помогает ближнему.

Немецкая классическая философия

Следует отметить, что в истории человечества есть два периода, когда философская мысль достигала особых высот — это античная философия, представленная древнегреческими мыслителями (Сократ, Платон, Аристотель и др.) и немецкая классическая философия, представленная И. Кантом, И. Фихте, Л. Фейербахом.

Наиболее выделяющейся фигурой, «самым энциклопедическим умом» своего времени был Г. В. Гегель (1770—1831).

У Гегеля была своя теория государства, которая является воплощением духа свободы. Вся история представлялась ему как развитие идеи свободы от Древнего востока и античного мира, где свободны лишь отдельные люди, до современной Гегелю Германии, где свободны все. Свобода может реализоваться только в государстве, а идеальное государство — прусская монархия.

Масштабом и мощью своей мысли Гегель охватил развитие природы, истории права, истории философии. Им разработана в нескольких вариантах диалектическая логика. Гегель рассматривал исторический процесс как спиралевидное восхождение человечества путем отрицания отрицания, когда низшая ступень развития отрицается высшей, каждый последующий виток общественного развития отрицает предыдущий. А силами или пружинами развития, как природы, так и общества, выступают три фундаментальных закона, которые принято называть законами диалектики. А именно:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания отрицания.

Результаты обширной научной деятельности Гегеля представлены в трудах: «Наука логики», «Философия права», «Философия истории»,«Философия религии», «Феноменология духа».

Гегель совершил универсальную попытку соединить философию, религию, науку и историю и дать цельную картину развития природы и общества.

Другой представитель немецкой классической философии — Иммануил Кант (1724—1804). Он жил и творил в г. Кенигсберге (нынешний Калининград). Кант посвятил свои труды этике, истории, праву. Кроме того, он сформулировал знаменитый категорический императив: «Поступай так по отношению к другим, как ты сам хотел бы их отношение к себе». В более общей форме: «Поступай согласно такой мáксиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом».

Кант продолжил идеи моральных основ «общественного договора» и развил их до уровня общефилософских принципов. Государственная власть также насыщалась Кантом высшими этическими ценностями. Характерно название его основного труда: «О вечном мире».

XIX век

XIX век отдельно выделяется в изучении истории общественной мысли в силу ряда причин.

1. Дифференциация и конкретизация знаний об обществе. В области естествознания от универсальных и всеобъемлющих теорий осуществился переход к более частным и конкретизированным теориям, например, на базе философии ответвляются такие отрасли как социология, этика, эстетика.

2. На обществознание XIX—XX вв. сильное влияние оказала вера в науку и технический прогресс. Опираясь на прогресс в науке и технике, рисовались картины общественного прогресса.

В области обществознания XIX века принято выделять Огюста Конта (1798—1857). Его считают основателем современной социологии. Он разработал универсальную триединую теорию трех стадий развития истории, человеческого познания и науки:

1. Теологический уровень развития знаний и человеческого общества. Теологический — значит, религиозный, сверхъестественный, когда общественные и природные события объясняются сверхъестественными силами.

2. Метафизический уровень знаний. Метафизическое знание является научным, но дробным, абстрактным и фрагментарным, это знание отдельных сторон природы и общества.

3. Подлинно научное знание.

Первому уровню знаний отводится исторический период до XIII века. Ко второму, то есть метафизическому уровню относится период с XIII по XVIII век. Третий период — начиная с XVIII века.

В соответствии с периодизацией человеческого знания Конт выделяет периоды развития человеческого общества, которое соответствует этим трем периодам.

Конту принадлежит классификация наук и определение их иерархии. По Конту науки делятся на теоретические и практические, фундаментом которых, однако, являются теоретические науки. Еще науки делятся на абстрактные и конкретные. Конт считал, что в основе развития знания лежат абстрактные знания. Но абстрактные науки тоже имеют разное значение и разный уровень. И надо было их расположить в соответствии с их значимостью. Конт решил эту проблему так:

1. Математика — в основе всего.

2. Механика — отождествлялась с астрономией.

3. Физика.

4. Химия.

5. Физиология.

6. Социология.

Конт полагал, что эти науки в XIX веке достигли действительно научного уровня, а он сам возвел социологию до научного уровня и расположил ее в одном ряду с естественными науками. Конт разрабатывал методы исследования социальных явлений в статике и динамике. Социальная статика — это состояние общества в определенный фиксированный период, а социальная динамика — это изменение социальных структур во времени.

Карл Маркс (1818—1883). Главные его труды — трехтомный «Капитал», «Теория прибавочной стоимости» и другие работы. В политической экономии он считается главной фигурой XIX века. Маркс разработал формационный подход к изучению развития истории, в соответствии с которым пять общественно-экономических формаций сменяют друг друга: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. В основе формационного подхода лежал принцип классового деления общества. Сквозной исторический анализ опирался на две идеи: борьбы классов с противоположными экономическими интересами и развитие производительных сил. Растущие производительные силы вступают в противоречие с существующим экономическим порядком, и это противоречие разрешается только одним путем — переходом к следующей экономической формации. Для исследования развития общества Маркс использовал все три закона диалектики и вообще научную методологию Гегеля.

2. Основные направления современной общественной мысли (XX век)

Существенно XX век от XIX не отличается. Продолжается развитие науки и техники, на основе которого разрабатывались идеи общественного прогресса. Однако иногда прогресс науки и техники может работать против прогресса вообще.

Макс Вебер (1864—1920). Он считается разработчиком теории ценностей. Основной его труд — «Протестантская этика и капитализм». В названии одной книги он соединил две разные вещи — религию и экономику. Дело в том, что ценности, на которых вырос капитализм — торговля, ростовщичество — подвергаются критике основными религиями, существовавшими в мире (например, христианство к торговле относится как к позорному явлению). Вебер выполнил важную социальную функцию для капиталистического общества. Через свою философскую систему он совершил религиозное оправдание ценностей капитализма. Какова основная логика его рассуждений? Отдельным человеком и обществом движут общезначимые ценности. Отдельные люди субъективные оценки красоте, богатству, злу и т. д. Но необходимы общезначимые ценности. Их вырабатывает сама история, причем каждой исторической эпохе присущи свои ценности.

Для эпохи капитализма приоритетная ценность — деньги. И ради зарабатывания денег человек может быть освобожден протестантской этикой от многих моральных ограничений (ростовщичество, стяжательство, мошенничество). Теория Вебера явилась философским обоснованием капиталистической этики с религиозным прикрытием. Именно этим объясняется название его труда.

Ж.-П. Сартр (1905—1980), французский писатель, развивал идеи экзистенциализма — философии существования. Сартр утверждал, что:

1. Человек свободен в своей внутренней жизни,

2. Человек сам отвечает за свое существование, и сам должен позаботиться о том, чтобы состояться как личность и проявить себя в обществе.

Его концепция противоречит патерналистским взглядам на общество и государство (с принципом «о человеке должно позаботиться государство или кто-нибудь еще»), с одной стороны человек наделяется внутренней свободой, а с другой — на самого человека возлагается ответственность формирования его как личности.

А. Тойнби (1889—1975) — английский историк. Ему принадлежит идея исторического круговорота, он рассматривал историю как круговорот сменяющих друг друга цивилизаций. У него цивилизации не сменяли друг друга, а имели локальный характер. Каждая нация начинает процесс восхождения, а потом его замыкает. В XX веке не все уже верили в исторический прогресс, были и пессимисты, и оптимисты. Тойнби считал, что европейская цивилизация находится на пути к затуханию.

О. Шпенглер (1886—1936) считал, что история развивается от варварства к цивилизации.

Тофлер тоже был оптимистом, но выдвигал три этапа развития общества — аграрный, индустриальный и постиндустриальный.

У. Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. Он выделил пять этапов истории:

1. Традиционное общество, характеризуется аграрным производством, сословной организацией общества, примитивными неменяющимися технологиями.

2. Переходящее общество, характеризуется бурным развитием промышленности и предпринимательства, образованием централизованных государств, усилением национального самосознания.

3. Стадия «сдвига», характеризуется промышленными революциями с последующими социально-экономическими преобразованиями.

4. Стадия зрелости, характеризуется научно-технической революцией, ростом городов и урбанизацией.

5. Эра высокого массового потребления (постиндустриальная стадия), характеризуется развитием принципиально новых технологий и ростом удельного веса сферы услуг в структуре производства.

Джон Гелбрейт развивал идею конвергенции (сближение различных экономических систем) социально-экономических систем через развитие технологий. Он полагал, что современные технологии будут универсальными, понятными для стран с совершенно разными социально-экономическими системами, люди будут одинаково мыслить и действовать, в итоге различные общественно-экономические системы врастут друг в друга и объединятся.

3. Русская общественная мысль

Начнем с двух главных представителей русской общественной мысли.

Владимир Соловьев (1853—1900) развивал идею всеединства, причем в единстве у него мыслились и Бог, и человек. Идея единства принимала образ Богочеловека. В основе общественного развития был Бог, но человечество должно стремиться к божественному. Соловьев считал, что человек имеет отрицательную и положительную безусловность. Отрицательная безусловность — это способность преодолевать всякие ограничения, положительная безусловность — это обладание всей полнотой жизни, она недостижима для человека, хотя он должен к ней стремиться. А коль скоро человек стремиться к положительной безусловности, то он стремится к божественному. Поэтому основанием жизни может быть только Бог и божественное. В этой устремленности к божественному Соловьев видел смысл развития человеческой истории.

Он выделил пять этапов в становлении человеческой истории: царство минеральное, царство растительное, животное, человеческое, царство Божье. Эти пять этапов и есть ступени совершенствования реальности. Первая ступень осваивается в теории бытия, вторая — в теории жизни, третья — в сознании или сознательности, четвертая — в разумности, пятая — в совершенстве. Эволюцию развития завершает безусловный правовой порядок.

Соловьев пытался соединить науку, религию и философию.

Николай Бердяев (1874—1948) видел оправдание человеческого существования в творчестве. Творчество в свободе является основой существования человека и общества. Бердяев исходил из того, что мир несовершенен и не завершен в своем развитии. Поэтому миссия человечества — развить мир до совершенства, для чего требуется творчество. Творчество для Бердяева было абсолютной ценностью: свобода, религия. Богоподобие человека тоже в творчестве, поскольку сам бог — творец.

В целом же основные социально-политические течения русской философской мысли можно представить так:

§ Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Аксаков.

§ Западники: Чаадаев, Герцен, Белинский.

o Либеральное западничество: Грановский, Кавелин.

o Революционно-демократическое направление западничества: Белинский, Герцен, Огарев.

§ Анархизм: Бакунин, Кропоткин.

§ Русские почвенники от западничества: Григорьев, Данилевский, Достоевский.

§ Русский консерватизм: Катков, Леонтьев, Победоносцев.

§ Русский космизм: Федоров, Циолковский, Чижевский.

Литература

  1. Обществознание. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. Отв. ред. М. Н. Марченко: раздел 1, глава 2.
  2. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10—11 классов общеобразоват. учреждений. Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. В 2-х частях. Часть 2, глава 1, §§ 7—9.
  3. Гречко. Введение в обществознание, с. 64—80.
  4. Человек и общество: дополнительные материалы к учебнику. 10—11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. — М.: Дрофа, 2001. Здесь очень хорошо расписана русская общественная мысль, в том числе с цитатами. Вообще, это полезная книжка.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: