Синдром гипотиреоза (тиреоидная недостаточность, миксидема) - синдром, характеризующийся низким содержанием гормонов щитовидной железы, в результате гипофункции щитовидной железы, приводящим к обменным и клиническим нарушениям.
Термин «гипотиреоз» введен в 1961 г. на Международном конгрессе в г.Софии. Впервые симптомы гипотериоза у детей описаны Кэрлингом (B.Th. Curling) в 1850 г.
Гипотиреоз у детей разделяется на первичный кретинизм и вторичный (ювенильный гипотиреоз).
Клиническая картина синдрома характеризуется задержкой психомоторного развития и разнообразной соматической патологией. Основными симптомами врожденного гипотиреоза являются:
■=> вялость, медлительность и безразличие ребенка, он не узнает мать, не интересуется игрушками;
■=> длительная желтуха после рождения, позднее обычного отпадание пупочного канатика; ■=>образование пупочных грыж;
■=> артериальная гипотония;
■=> бледность и сухость кожи;
=> общая одутловатость;
■=> увеличение размеров головы;
|
|
■=> увеличение живота, запоры;
■=> брадикардия (снижение частоты сердечных сокращений)
■=> задержка моторного развития (дети в обычные сроки не держат голову, не садятся, ходить начинают после 2—3 лет, роднички зарастают лишь к 3 годам, выявляется деформация черепа с образованием втянутого носа, запаздывает прорезание зубов и наблюдается быстрое их разрушение, резко замедляется рост, волосы редкие, сухие и ломкие);
■=> умственная отсталость (прогрессирующая — от легкой до глубокой степени).
Основным видом лечения является применение тиреодных, йодсодержащих гормонов строго под контролем специалистов.
9.7. Умственная отсталость, обусловленная недоношенностью
В эту группу входит ряд синдромокомплексов, возникших в результате недоношенности. Основными клиническими симптомами при этом являются: задержка психического развития, умственная отсталость различной степени тяжести, а также недоразвитие всех органов и систем организма. Под влиянием проведенной терапии состояние новорожденных улучшается, постепенно восстанавливается соматический статус ребенка, но проявления умственной отсталости, как правило, остаются на многие годы. С такими детьми должна проводиться соответствующая коррекционная работа.