Информатизация общества в значительной степени должна базироваться на целенаправленной деятельности всех групп населения по освоению новых информационных технологий. При этом особый акцент должен быть сделан на внедрении этих технологий в образовательные структуры (дошкольные учреждения, школы, средние специальные учебные заведения, ВУЗы и послевузовское образование).
В России за последние пять-семь лет достигнут заметный прогресс в области обеспечения различных сфер информатизации современным телекоммуникационным и сетевым оборудованием. Однако положительный эффект при этом часто снижается из-за некачественного программного обеспечения, а также применения "пиратских версий" последнего.
Работа на некачественных программных продуктах приводит к "неполноценности" создаваемых на их основе баз данных, информационных систем, предметных приложений и т.д. Актуальна проблема качества программного обеспечения и для образовательной сферы, в различных областях которой в массовом порядке используются программные средства, имеющие в большинстве случаев предметно-ориентированный характер и для создания которых остро необходимы лицензионные инструментальные средства.
|
|
В связи с этим в целях регулирования рынка программных средств в России начаты работы по созданию системы сертификации средств информационных технологий в сфере образования. Эта система должна способствовать повышению качества как отечественных, так и импортируемых программных продуктов, в особенности их русифицированных версий, доля которых на российском рынке интенсивно растет.
Реальным шагом для развития работ по сертификации информационных программных средств учебного назначения (ИПС УН) явилось издание Миноб-разованием России приказа от 28 мая 1997 года № 1038 "О назначении головных организаций для разработки согласованной политики в области сертификации и закрепления функций головного научно-методического центра по сертификации ИПС УН". В соответствии с этим приказом в системе Минобразования России назначены две головные организации для разработки согласованной политики в области сертификации ИПС УН для общего и профессионального образования:
- Московский государственный технологический университет "Станкин";
- Институт информатизации образования.
В целях координации работ в системе Минобразования России на базе Московского Специализированного центра НИТ МГТУ "Станкин" (СЦ НИТ) создан Головной научно-методический центр по сертификации ИПС УН.
В рамках программы "Развитие системы общего и профессионального образования России на основе современных информационных технологий и региональных ресурсов" в 1997 году СЦ НИТ проведены работы по направлению "Сертификация информационно-программных средств учебного назначения", которые позволили:
|
|
- заложить основу и предпосылки отраслевой независимой системы сертификации ИПС УН, включая аккредитацию в рамках системы РОСИНФОСЕРТ органа по сертификации (на базе МГТУ "Станкин") и испытательных лабораторий (на базе СЦ НИТ МГТУ "Станкин" и Воронежского областного центра НИТ);
- подготовить нормативно-правовую основу для проведения испытаний ИПС УН и провести полный цикл сертификации учебного программного средства "Цифровой конструктор";
- разработать проект структуры Отраслевой независимой системы сертификации средств информационных технологий, ориентированной на аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории;
- создать информационный Web-сервер по проблемам сертификации ИПС УН, доступный для широкого круга заинтересованных специалистов и студентов;
- осветить актуальные проблемы сертификации ИПС УН в научно-технических журналах.
Отраслевая система сертификации средств информационных технологий в сфере образования (Отраслевая система) - предполагает создание в рамках Минобразования России (на базе ВУЗов, научно-исследовательских учреждений, центров НИТ и региональных центров информатизации) региональной сети Испытательных лабораторий и Органов сертификации, аккредитованных в различных ведомственных и вневедомственных системах сертификации и обеспечивающих всестороннюю сертификацию используемых в сфере образования средств информационных технологий, к которым, в первую очередь, относятся:
- телекоммуникации, сетевое оборудование;
- серверы и персональные компьютеры;
- мультимедийное и периферийное оборудование;
- операционные системы;
текстовые и графические редакторы:
- СУБД;
- инструментальные средства разработки;
- специализированные средства учебного назначения (обучающие системы, электронные учебники, базы данных, электронные журналы и др.);
- средства обеспечения информационной безопасности.
Целью создания Отраслевой системы сертификации является проведение единой политики в области информатизации в части эффективного применения качественных средств информационных технологий в сфере образования, основываясь на системном учете требований стандартов (международных, государственных и отраслевых) и проведении объективной и независимой оценки потребительских свойств отдельных компонентов и информационных технологий как целостной системы.
В аспекте развития Отраслевой системы сертификации необходимо решение следующих перспективных задач:
(1) разработка и реализация отраслевой политики стандартизации и сертификации образовательных информационных технологий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и качества образования;
(2) разработка и внедрение отраслевых стандартов и нормативной базы для системной сертификации средств информационных технологий в сфере образования;
(3) развитие региональной сети испытательных лабораторий и органов по сертификации с аккредитацией и лицензированием их деятельности, а также организация региональных учебно-научных центров, ориентированных на деятельность в области стандартизации, сертификации и консультационных услуг;
(4) целенаправленная подготовка кадров для обеспечения потребностей Отраслевой системы сертификации;
(5) развитие материальной базы, включая программно-аппаратные комплексы для проведения испытаний и сертификации основных средств информационных технологий;
(6) проведение мониторинга для организации тестовых испытаний и ведение отраслевого реестра сертифицированных средств информационных технологий, включая ведение учета распределенных баз данных на Web-серверах и организацию работ в режиме виртуальной корпорации;
|
|
(7) привлечение внимания научно-педагогической общественности к проблемам сертификации путем проведения выставок, конференций, круглых столов, научных публикаций и др.
Принципы сертификации. В соответствии с действующим законодательством РФ под сертификацией понимается действие третьей стороны, независимой от производителя и потребителя продукции, доказывающее, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту (международному, национальному, отраслевому) или другому нормативному документу.
В основе сертификации лежат испытания (тестирование), т.е. совокупность технических процедур, позволяющих адекватно определить заявленную характеристику объекта сертификации.
По результатам испытаний может быть оформлен сертификат соответствия или заключение о несоответствии сертифицируемой продукции установленным требованиям. Сертификат является документом, выданным в соответствии с правилами Системы сертификации и удостоверяющим, что программный продукт соответствует установленным требованиям.
В ходе сертификации должен быть решен целый ряд наиболее общих задач оценки качества программного обеспечения. Во-первых, должна быть установлена полнота исходных данных и параметров, описываемых в технической и сопроводительной документации. Во-вторых, необходимо обеспечить применение стандартных (аттестованных) методик испытаний или разработку специальных методик, учитывающих особенности конкретного продукта. В- третьих, задачей является также проведение испытаний и оценки достоверности их результатов. В-четвертых, заключительной задачей является обобщение результатов испытаний и получение окончательной оценки показателей качества сертифицируемого программного продукта.
Необходимость сертификации программного обеспечения определяет заказчик и отражает это в договоре на поставку продукции. Рыночные отношения заставляют использовать механизм независимой оценки качества программного обеспечения. В этом случае добровольная сертификация может проводиться по заявке разработчика.
|
|
Особенно эффективна сертификация для программ массового пользования, выпускаемых большими тиражами, т.к. в этом случае резко снижаются издержки, вызванные претензиями потребителей. Вместе с тем результаты сертификации должны окупать затраты на ее проведение, поэтому перед проведением сертификации необходима детальная экономическая оценка.
Методические основы испытаний и сертификации представляют собой систему научно обоснованных процедур, объединенных в единый технологический процесс, на каждом этапе которого разрабатываются документы, отражающие состояние и качество испытываемого программного продукта.
Технологический процесс испытаний и сертификации поддерживается, как правило, достаточно эффективными инструментальными пакетами для автоматизации испытаний и методиками оценки качества. Испытания уникального программного обеспечения для целей сертификации требуют предварительных исследований как в системной, так и в предметной областях, поэтому в таких случаях требуется более высокий уровень формализации и документального оформления всех условий и результатов, чем при обычных испытаниях.
Программные средства учебного назначения. В настоящее время в сфере образования накоплено значительное число программных средств, широко применяемых на всех этапах обучения. В большинстве случаев предметно-содержательная часть этих программ является достаточно эффективной. В то же время такие важные элементы, как графический интерфейс, далеко не всегда соответствуют современным требованиям, что снижает качество обучения. Кроме того, отсутствие единого подхода и единых требований к системному оформлению учебного программного обеспечения, разработанного в одном из ВУЗов, делает затруднительным или невозможным его использование в других учебных заведениях.
Сертификация программных средств телекоммуникации является в достаточной степени обособленной задачей, теснейшим образом связанной с аппаратной частью. Первоначальные затраты на сертификацию этих средств должны нести как разработчик программного обеспечения, так и его потребители, поэтому затраты на испытания и сертификацию должны включаться в продажную стоимость программного обеспечения.
При создании программного продукта массового применения, особенно требующего длительного сопровождения, необходимо более тесное взаимодействие между разработчиком и органом по сертификации. Могут, в частности, заключаться долгосрочные соглашения, регламентирующие периодические испытания и предоставление оперативной информации об обнаруженных ошибках или дефектах с учетом претензий пользователей. В процессе сопровождения программного продукта, например, при его модернизации, разработчик может вносить изменения, которые могут повлечь за собой новые ошибки Поэтому необходимо непрерывное отслеживание органом по сертификации изменений в программном обеспечении информационных технологий.
В России в качестве основы для национальной системы сертификации продукции принята Система ГОСТ Р, документы которой регламентируют лишь общие требования к продукции. С учетом специфики сертификации информационно-программных средств Роскоминформ в 1994 году разработал систему сертификации "Росинфосерт", которая была в то время зарегистрирована в Госстандарте России и осуществляет принципы добровольной сертификации средств программного обеспечения различного назначения в соответствии с российской законодательной базой.
Процедуры сертификации. В соответствии с требованиями системы "Росинфосерт", процедура сертификации программных средств информационных технологий в сфере образования сегодня включает ряд этапов, наименование которых приведено на рис.1 "Процедуры сертификации информационно-программных средств учебного назначения".
Для достижения качественных результатов сертификации ПС необходимо организовать взаимодействие всех участников этой процедуры: Центрального органа по сертификации и/или органа по сертификации, испытательной лаборатории и разработчика программного обеспечения. В течение всего срока действия сертификата два раза в год орган по сертификации должен проводить инспекционный контроль качества сертифицированного программного продукта.
Наиболее ответственным этапом сертификации является разработка технических условий, т.е. требований к характеристикам программного продукта, на которые выдается сертификат соответствия. От того, как составлены технические условия, зависит "весомость" сертификата.
В соответствии с составленными техническими условиями разрабатываются методики испытаний. Испытания программной части могут включать специфические тесты. В каждом конкретном случае набор тестируемых характеристик может варьироваться, однако всегда существует минимальная программа испытаний, реализуемая, как правило, системами автоматизированного тестирования.
В общем виде система автоматизированного тестирования представляет собой универсальный пакет программ, предусматривающий тестирование графического интерфейса, системное тестирование, тестирование при максимальной нагрузке и другие. Средства автоматизированного тестирования приложений клиент/сервер как наиболее популярных программных средств позволяет испытательным лабораториям многократно использовать сценарии тестирования и тестовые данные, вести мониторинг ошибок, эмулировать требуемое число пользователей на рабочих станциях. Следует, однако, учитывать. что создание систем автоматизированного тестирования требует весьма высоких затрат их на разработку.