1. Назовите психологические особенности каждого возраста (от 0 до 1года, от 1 года до 3 лет, 3-7 лет, 7-11 лет, 11-15 лет, 15-18 лет), которые необходимо учитывать при организации воспитательного процесса.
2. Какие возраста считают критическими и почему?
3. Являются ли кризисы неизбежной составляющей развития личности?
4. Какие страхи испытывают беременные женщины и какова роль психолога, оказывающего психологическую помощь женщинам, ждущим ребенка?
5. Назовите причины, лежащие в основе конфликтов подростков с родителями.
6. Дайте психологический анализ высказывания Я. Корчака: «Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения... Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли о воспитании - это все равно что поручить чужой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые рождаются в муках, и они-то самые ценные».
7. Дайте психологический анализ высказывания «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства» (М. Эбнер-Эшенбах).
|
|
8. Ученые утверждают, что имя ребенка влияет на его формирование. Вспомните или обсудите с родителями, в честь кого они вас назвали. Проанализируйте, как имя оказало влияние на формирование вашей личности.
9. Наблюдая за особенностями взаимоотношений в шестом классе, школьный психолог заметил, что один из мальчиков старается как можно больше времени проводить с девочками, в поведении проявляет особенности, присущие им. Много внимания уделяет мальчик своему внешнему виду. Игры, в которые предпочитает играть, также больше предназначены для девочек. Назовите возможные причины развития мальчика по «женскому» варианту.
10. Разработайте сценарий проведения занятия, направленного на оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии, используя для этого психологическое тестирование, информирование и активные методы обучения (ролевую игру, дискуссию, элементы социально-психологического тренинга).
План семинара
«Воспитание как общение-диалог»
1. Психологическая сущность субъект-субъектной модели взаимодействия взрослого и ребенка.
2. Диалогическая природа общения.
3. Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми.
Основная литература
1. Авдеев Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: У истоков общения. М., 1991.
2. Бертин А. Воспитание в утробе матери. М., 1992.
3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
4. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие). М., 1991.
5. Крайг Р. Психология развития. СПб., 2000.
6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1979.
7. Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1997.
|
|
8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
9. Подросток на перекрестке эпох / Под ред. С.В. Кривцовой. М., 1997.
10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург. 1998.
11. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
12. Элъконин Д.Б. Детская психология. М., 1989.
13. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Дополнительная литература
14. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
15. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
16. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.
17. Дассано-Марконе М. Девятимесячный сон: Сны в период беременности. М., 1993.
18. Дик-Puд Г. Роды без страха. СПб., 1996.
19. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.Л. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999.
20. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
21. ЛешлиД. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991.
22. Масару И-бука. После трех лет уже поздно. М., 1991.
23. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
24. Слайдер Д. И. Курс для выживания подростков. М., 1995.
25. Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982.
26. Янов А. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб., 2000.