ВВЕДЕНИЕ В КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЕЖУРНЫМ
Обобщение опыта работы действующих приходских консультативных служб, материалы исследований
В этой главе представлены материалы некоторых исследований, позволяющие увидеть реальные обстоятельства работы службы приходского консультирования, глубже вглядеться в процесс начального воцерковления, в факторы, способствующие или мешающие этому процессу.
Это, скорее, материалы для размышления. По этим и другим вопросам целесообразно проводить практические обучающие семинары. Цель эти> семинаров — помочь научиться слышать, чувствовать и понимать человека, обращающегося с вопросом или просьбой.
Особенности восприятия, мышления и мировоззрения
При общении с людьми следует учитывать их мировоззренчески взгляды, способность восприятия и особенности мышления.
Конечно, невозможно сразу определить совокупность этих качеств человека, обратившегося с вопросом. Но по характеру и способу формулировки самого вопроса можно сделать некоторые предположения.
|
|
Нельзя не учитывать того, что современный мир, средства массовой ин формации, образ жизни и отношений активно воздействуют на человеческое сознание, формируют образ мыслей и убеждения.
Многие из приходящих в храм людей имеют поверхностные знания о православной вере, слабо мотивированы на духовнонравственну» жизнь.
В результате забвения православных традиций сложилось обрядоверие, вера в приметы и суеверия. Исходя из этих особенностей мировоззрения, такой человек и простой вопрос задает с определенным, возможно, суеверным подтекстом. Православная вера воспринимается лишь как дань историческим и национально-культурным традициям и часто совмещается, а порой и вытесняется верой в приметы, сглазы, порчи, гадания, гороскопы.
Большую опасность представляют собой усиленно распространяющиеся ереси и секты, пропаганда магии и оккультизма, каббалистика и теософия, астрология и гипноз, кодирование и медитация, экстрасенсорные воздействия на человека, парапсихологические методики «лечения». Все это губит и калечит бессмертную человеческую душу.
Человек, приходящий в храм, в своем мировоззрении может иметь также установки, сложившиеся в результате советского атеистического воспитания, так называемые штампы постсоветского сознания, где перепутана вера с недоверием, подозрением и осуждением.
Имеет место и зараженность духом времени — потребительское отношение к Церкви: «Все можно купить, заказать, оплатить».