II.Фактор времени. Клиент, в силу объективных причин может не располагать достаточным временем для решения проблемы (несовпадение свободного времени клиента с режимом работы центра, ненормированный рабочий день клиента, состояние его здоровья).
III. Пространственный фактор (удаленное место проживания клиента от консультации, смена места жительства).
IV. Экономический фактор. В том случае, если консультация, в которую обратился клиент, частная, а его финансовое положение оставляет желать лучшего, то отсутствие свободных денежных средств может стать реальным препятствием для разрешения существую щих психологических проблем.
Второй и четвертый факторы относятся к разряду объективных.
Первый — личностный — определяется процессом взаимодействия двух субъектов общения, и потому зависит от ряда переменных. К данным переменным относятся позиции каждого из субъектов общения в процессе взаимодействия и причины, данные позиции определяющие.
Позиции клиента, снижающие езультативность консультационного процесса | Причины, обуславливающие данные позиции в процессе консультирования |
1. Предъявление выдуманной проблемы 2. Отсутствие искреннего намерения решить существующую проблему | • Стремление привлечь внимание • Желание получить психологическое «поглаживание» • Вторичная выгода • Одиночество • Страх перемен |
Консультант - второй субъект взаимодействия. Выделяют три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии:
|
|
1) позиция «сверху» - авторитарная;
2) позиция «снизу» — либеральная;
3) и позиция «на равных» - демократическая, или партнерская.
Специфика консультирования предполагает преобладание второй позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокупности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирования).
Существует три основных способа решения проблемы:
1) дать клиенту то, что он хочет (найти способ достижения цели);
2) изменить цель (в процессе консультирования клиент приходит к осознанию того, что истинное его желание заключалось в ином («а я хочу другого»);
3) изменить отношение к цели («а мне это на са
мом деле и не надо»).
В некоторых ситуациях третий способ - изменение отношения к цели - может стать переходным моментом ко второму способу решения проблемы — изменение цели.
Если для определения сущности процесса консультирования использовать метафору и представить его в виде танца, то клиент приглашает на танец, а консультант ведет. Таким образом, танец будет тем успешней, чем меньше ошибок совершит ведущий.
|
|
Ошибки консультанта в процессе | Возможные причины |
консультирования | данных ошибок |
1. Неправильный вывод о причинах и | • низкий уровень |
механизмах развития проблемы | профессиональной |
клиента | компетенции |
2. Непонимание специфики структуры | • ошибочные |
личности клиента и/ или его | психодиагностические |
ресурсов | данные (клиент что- |
3. Алгоритм разрешения проблемы не | либо скрывает или |
учитывает личностные особенности | психодиагностические |
клиента и/или специфику его | средства выбраны |
жизненного уклада | неверно) |
4. Некорректное поведение | • контрперенос |
консультанта в процессе | |
консультирования |
Некорректное поведение консультанта может проявляться следующим образом.
1. Морализирование. Консультант «сходит» с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли «всеведающего гуру», дарующего просветление «заблудшей овце». При этом консультант забывает о том, что «главное для него - объективно выслушать рассказ клиента, помочь ему «исповедаться» и «провентилировать» все стороны своей проблемы. Второе -помочь разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему, и третье — выявить те связи, которые позволят клиенту по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями» [24, с. 90].
2. Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, поскольку «не видя» клиента консультант тем самым.«обезличивает» его. В первой главе говорилось о важности «излечения» специалиста перед тем, как он начнет «лечить» других. Однако жизнь является непрекращающимся процессом, и, следовательно, «излечение» никогда не бывает полным и окончательным. Поэтому важно, чтобы консультант регулярно проходил групповую и /или индивидуальную психотерапии с целью предотвращения подобных ситуаций в своей практике. Если же это произошло, и специалист осознал это, то вполне профессионально отказаться от консультирования, предложив клиенту обратиться к другому специалисту. Истинную причину клиент, безусловно, знать не должен, но специалист всегда может найти для него благовидный предлог: напряженный график, срочная командировка, проблема клиента вне компетенции консультанта.
3. Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения. «Желание быть «святее всех» не что иное, как выражение комплекса превосходства - оборотной стороны комплекса неполноценности» [24, с. 109].
4. Демонстрация негативных реакций. Кроме того, что подобное поведение является нарушением профессиональной этики — это еще и проявление отсутствия элементарной воспитанности.