Непосредственно консультирования младших школьников практически не встречается, обращаются родители и учителя. Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультацией (в основе – 4 формы ПШД):
1. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Первичное следствие – снижение успеваемости, и родительские запросы к психологу формируются именно в этих терминах.
Причина: - индивид. особенности уровня интеллектуального развития; - пед. запущенность
2. Несформированность мотивации учения, направленность на внешкольные виды деятельности.
Запрос родителей звучит примерно так: нет интереса к учёбе, начинал с охотой, а теперь…
Симптомы данного случая сходны с первым вариантом: недисциплинированность, отставание в учёбе, невнимательность. Главное отличие - сохранность и достаточно высокий уровень познавательных способностей в данном случае. Здесь необходимо различать первичную и вторичную несформированность мотивации, т. е. разрушение её под действием неблагоприятных факторов.
|
|
3. Неспособность произвольной регуляции поведения и учебной деятельности:
– неорганизованность и невнимательность; – зависимость от взрослого, ведомость.
Причина: - присутствие первичных нарушений; - особенности семейного воспитания.
4. Неумение приспособиться к темпу школьной жизни.
У детей с ММД, соматически ослабленных детей. Но главная причина – «тепличные условия».
Но каков бы не был запрос, важно увидеть его глазами ребёнка, для чего нам необходимо знать и детские представления о сложившейся ситуации.
Правила беседы с ребёнком:
1. Вопросы разнообразной конструкции, кроме прямого вопроса «Почему?», который вызывает в ответ только защитную реакцию.
2. Предпочтение отдавать более свободным формам и менее управляемым, то есть давать возможность выбора темы беседы.
3. Замечательно срабатывают вопросы, задаваемые куклами или картинками; идентифицируя себя с персонажем, ребёнок выражает свои чувства. Кроме того, с помощью игрушек можно смоделировать некую ситуацию и выяснить, как повёл бы себя ребёнок или что он чувствовал.
4. Часто ребёнок может давать ответ, соответствующий культурным нормам. В подобных случаях используют так называемые «облегчающие формулировки»:
- дают понять, что другие дети могут делать или чувствовать тоже подобное («Некоторые дети думают……», «Всем приходилось драться…»).
- дают возможность ответить сначала позитивно, а затем задают вопрос, который требует у него негативных оценок (Что тебе в школе нравится? А что не нравится??);
|
|
- формулировать вопросы так, чтобы в них сразу содержалось предположение о «неправильном» поведении ребёнка (Вместо вопроса «Ты ссоришься с братом?», вопрос «Из-за чего ты ссоришься с братом?).
5. Проще «разговорить» младшего школьника и получить объективные данные через рисуночные диагностические пробы (он любит рисовать, легче выстроить беседу, тесты информативны):
«Моя семья» «Автопортрет» «Необитаемый остров»