Упражнение 1. Князь (С. Чижова)
Упражнение развивает способность почувствовать «удачный момент». Строится оно на материале древней китайской традиции выбора князя. Традиция гласит: кандидату в князья старейшинами рода делалось предложение занять этот пост. Желая получить княжеский титул, кандидат, как воспитанный человек, отказывается, отвечая, что считает себя недостойным высокого поста. Через некоторое время старейшины снова направлялись к этому кандидату и снова делали предложение. Но уважающий себя кандидат снова отказывался. Ему снова делали предложение. И так далее.
После любого отказа старейшины могли больше не прийти, а сделать предложение другому лицу. Кроме того, старейшины иногда делали предложения именно в расчете на отказ, чтобы выбрать другого. Обе стороны рисковали. Кандидат, отказавшись в очередной раз, рисковал не дождаться следующего предложения, а старейшины, имеющие в виду другого претендента, рисковали получить согласие.
Эта ситуация заложена в основу упражнения. Играют одновременно все слушатели, разбиваясь на пары. Один слушатель играет роль работодателя, другой кандидата в психологи. После первого проигрыша они меняются ролями. При проведении игры используются монеты. Делая предложение, работодатель кладет перед кандидатом в психологи монету, сопровождая этот жест различными вежливыми словами. Вежливо отказываясь, кандидат в ответ кладет рядом с первой еще одну монету. Повторное предложение работодатель сопровождает еще одной монетой. Отказ – еще одна монета. Так растет небольшая горка монет. Если работодатель решит, что достаточно предлагать, он со словами: «Ну, что ж поделаешь, придется обратиться к другому кандидату!» - забирает все монеты. Если же кандидат решит, что достаточно демонстрировать воспитанность, он со словами: «Ну, что поделаешь, видно, придется согласиться!» - забирает горку монет себе. Далее идет пересадка, и те, кто играли роль старейшины, становятся кандидатами в психологи, и наоборот.
|
|
Возможна модификация: когда психолог предлагает себя работодателю и перечисляет свои профессиональные достоинства, работодатель решает – подходит или нет ему этот психолог. Процедура действий не меняется.
Задача участников – набрать как можно больше монет, которые в начале игры были выданы всем в одинаковом количестве. При проявлении нетерпеливости выигрыш будет небольшой. При проявлении выдержки выигрыш будет богатый, а риск большой.
Упражнение 2. «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Определите содержание направленности своей личности по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.
|
|
Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: первый включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности; второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Для самостоятельного анализа предлагается два списка ценностей: А (первый класс - ценности-цели) и Б (второй класс - ценности-средства), работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Оба списка составлены в алфавитном порядке. Постарайтесь присвоить каждой ценности определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению другими. В случае необходимости возможны исправления, понятные вам и отражающие ваше мнение. Ранжируя ценности по каждому из списков, вы можете задавать себе вопрос: «В какой степени для меня важна и значима эта ценность, в какой степени я хочу реализовать ее в своей жизни?»
Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами. Что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем? Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, ответьте себе на вопрос: «Почему я их так оценил?»
Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности-цели и ценности-средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое сможете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы можете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами - это то, чем человек живет, и к чему стремится - это одна из призм, через которую он смотрит на себя и окружающий мир.
Стимульный материал - Список А:
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
здоровье (физическое и психическое);
интересная работа;
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
наличие хороших и верных друзей;
общественное признание (уважение окружающих);
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
продуктивная жизнь (максимально полное использование всех своих возможностей, сил и способностей);
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
счастливая семейная жизнь;
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
творчество (возможность творческой деятельности); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
|
|
Список Б:
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
воспитанность (хорошие манеры);
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
жизнерадостность (чувство юмора);
исполнительность (дисциплинированность);
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
непримиримость к недостаткам в себе и других;
образованность (широта знаний, высокая общая культура);
ответственность (чувство долга, умение держать слово);
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
терпимость к взглядам и мнениям других (умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
честность (правдивость, искренность);
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
чуткость (заботливость).