Особенности игровой психотерапии
Игровая психотерапия — психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса y маленьких детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.
Давно признано, что игра занимает значительную часть жизни ребенка. Еще в XVIII в. Жан-Жак Руссо очень верно подметил: чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. B отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка естественная среда общения — это игровая деятельность.
Игровая терапия, безусловно, представляет собой трудную психотерапевтическую работу. Поскольку дети и думают, и ведут себя иначе, чем взрослые, методы работы c ними должны учитывать эту разницу.
Не многие дети c готовностью соглашаются, что «имеют проблемы». Обращение к детскому психотерапевту, как правило, — инициатива взрослых (родителей, педагогов и т. д.). Но в его кабинете даже те немногие из детей, которые c самого начала могут признаться в своих страхах и несчастьях, в большинстве случаев не могут вести дискуссию о своих проблемах c кем-то из незнакомых взрослых.
Психотерапевт, который задаст ребенку типичный «открытый вопрос», предназначенный для взрослых («Скажи мне, что тебя привело сюда?»), должен приготовиться к удивленному взгляду, пожатию плечами или, в лучшем случае, к ответу: «Моя мама сказала, что Вы хотите поговорить, со мной!» Со стороны ребенка это будет вполне искренний ответ.
Методы игровой психотерапии, которые отвлекают ребенка, дают начальную «приманку» для вовлечения его в лечебную игру и поддерживают привлекательность этой игры в течение всего лечебного процесса.
Наблюдение за игрой ребенка и участие в ней позволит понять, как он познает мир. Для ребенка игра — серьёзное, полное смысла занятие, которое способствует его физическому, психическому и социальному развитию. В относительно безопасной ситуации игры, в состоянии раскованности ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения.
Помимо этого, игра предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше того, что он способен выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить свои переживания. Игра для ребенка - это также одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты [1, С. 400].