В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ1
Актуальность исследований интеллекта в пожилом возрасте обусловлена в первую очередь тем обстоятельством, что именно интеллектуальная активность выступает в качестве одного из факторов, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних этапах онтогенеза. В частности, Б. Г.Ананьев отмечал, что развитие интеллекта, способность к обучению, постоянному самообразованию взрослого человека — огромная сила, противостоящая инволюционным процессам [Ананьев Б. Г., 1969].
Таким образом, изучение уровня интеллектуальной сохранности и своеобразия интеллектуальной активности в пожилом возрасте позволяет подойти к определению тех психологических резервов, которые лежат в основе активного долголетия личности.
Как правило, при исследовании интеллекта используются тестовые психодиагностические методики, среди которых наиболее известной и широко применяемой является шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых (WAIS), адаптированная к условиям нашей страны в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева [Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М, 1983]. Методика Векслера, созданная на основе требований традиционного психометрического подхода, связана с принятием определения интеллекта как некоторого достигнутого уровня психического развития субъекта, проявляющегося в степени усвоен-ности заданного количества знаний, навыков, а также степени сформированности тех или иных познавательных функций (оперативной памяти, способности к категориальному обобщению, пространственным преобразованиям и т.д.). В конечном счете, данная методическая процедура оказывается ориентированной на выявление уровневых характеристик интеллекта за счет фиксации показателей успешности (результативности) выполнения конкретных тестовых заданий. <...>
|
|
Понимание того обстоятельства, что анализ лишь уровневых характеристик интеллектуальной деятельности, на что изначально были направлены психометрические тесты интеллекта, явно недостаточен для диагностики
1 Холодная М.А., Маньковский Н.Б., Бачинская Н.Ю., Лозовская Е.А., Демченко В.Н. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. — 1998. — № 2. — С. 5—13.
своеобразия интеллектуальной активности человека, привело многих исследователей к необходимости поиска новых методических процедур, позволяющих более глубоко и полно описать индивидуальную специфику интеллектуальной деятельности. Особый интерес в этом плане представляют исследования когнитивных стилей — индивидуальных различий в познавательных процессах, характеризующих типичные для данной личности способы переработки информации в условиях построения образа действительности. Можно ожидать, что изучение когнитивных стилей в пожилом возрасте позволит получить существенные дополнительные сведения о динамике интеллектуального развития на поздних этапах онтогенеза.
|
|
Итак, основная задача... заключается в описании своеобразия уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте на основе использования методики Векслера, а также комплекса методик для диагностики когнитивных стилей. В качестве уровневых характеристик анализировались традиционные уровневые оценки в виде полной оценки IQ, вербальной и невербальной оценок IQ, а также показатели успешности исполнения отдельных субтестов. Кроме того, мы применяли и более дифференцированные по сравнению с традиционными уровневые показатели, характеризующие три базовых структурных компонента интеллектуальной деятельности, таких как «вербальное понимание», «пространственная организация» и «сосредоточенность внимания» (подсчитывалась суммарная оценка представляющих каждый компонент референтных субтестов).
В нашей работе наряду с учетом специфики интеллектуального профиля (качественная сторона структурной организации индивидуального интеллекта) учитывались проявления интертестового разброса (количественная сторона структурной организации индивидуального интеллекта). В частности, в качестве показателя вариативности познавательных функций мы использовали такую статистическую меру, как коэффициент вариации
Cv =^100%. х
Важно подчеркнуть, что переход к подобного рода показателю приводит к смене типа интерпретации индивидуальных результатов: значение С„ свидетельствует уже не столько о степени выраженности тех или иных познавательных функций, сколько об особенностях их организации в структуре индивидуального интеллекта.
Тенденция перехода от уровневых к структурным характеристикам интеллекта, по сути, означает признание того факта, что для уяснения своеобразия интеллектуальных возможностей субъекта значение имеет не только и не столько успешность (результативность) интеллектуальной деятельности, сколько тип организации индивидуального интеллекта.
Поскольку данное исследование было ориентировано на выявление своеобразия проявлений интеллекта в пожилом возрасте сравнительно с теми этапами онтогенеза, для которых характерно интенсивное развитие интеллектуальных возможностей человека, то в качестве основного материала использовались результаты обследования с применением методики Векслера трех групп испытуемых: студентов (возраст 18 — 20 лет, п = 57), людей среднего возраста (возраст 45 — 49 лет, п = 70) и людей пожилого возраста (возраст 60 — 75 лет, п = 70).
Стилевые характеристики интеллектуальной деятельности выявлялись в группах студентов (п = 27) и пожилых людей (п - 34) на основе использования комплекса методических процедур, позволяющих диагностировать следующие основные когнитивные стили:
1) полезависимость — поленезависимость (методика «включенные фигуры» Уиткина);
2) ригидность — гибкость (методика словесно-цветовой интерференции Струпа);
3) импульсивность — рефлективность (методика «сравнение похожих рисунков» Кагана);
4) аналитичность — синтетичность (вариант методики свободной сортировки понятий, предложенный В.Колга)1.
...Полная оценка IQ, вербальная и невербальная оценки IQ не дифференцируют разновозрастные группы. По всей вероятности, традиционные показатели уровня развития интеллекта в виде IQ имеют определенный смысл при решении задачи сравнения индивидуумов относительно некоторого стандарта исполнения, однако они малоинформативны, если речь идет о выявлении своеобразия интеллекта конкретной личности.
|
|
По нашим данным, такой показатель, как соотношение (разница) вербальной и невербальной оценок IQ также не является надежным источником диагностической информации в условиях сравнительного исследования, о чем свидетельствует значительная ошибка средней арифметической этого показателя.
Наибольший интерес, как это неоднократно отмечалось в работах ряда авторов, представляют различия интеллекта в рамках «профильного» анализа исполнения на всех 11 субтестах. <...>
На поздних этапах онтогенеза остаются без каких-либо существенных изменений те вербальные, познавательные функции, которые связаны с запасом знаний, способностью к категориальному обобщению и пониманию
1 См. более подробно их описание: Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. — Клев: Изд-во КГУ, 1990.
значений слов. Более того, обе старшие возрастные группы значимо превосходят группу студентов по субтесту «Понятливость», что, по-видимому, обусловлено влиянием накопленного социального опыта (сформи-рованностью социальных оценок происходящего, реалистичностью суждений и т.п.). В то же время уровень вербальных, познавательных функций, требующих в качестве своего когнитивного обеспечения развитой оперативной памяти и способности к концентрации внимания, с возрастом явно снижается. Наконец, успешность выполнения невербальных заданий обнаруживает отчетливое постепенное снижение по мере приближения к пожилому возрасту, причем эта отрицательная динамика демонстративнее всего проявляется на субтестах «Кубики» и «Кодирование».
Указанные выше различия видны и при сравнении выделенных нами базовых компонентов интеллектуального исполнения: по фактору «вербальное понимание» различия между тремя возрастными группами практически отсутствуют, тогда как по факторам «пространственная организация» и «сосредоточенность» наблюдается выраженное снижение интеллектуальных возможностей.
|
|
Факт разнонаправленности в развитии вербальной и невербальной форм познавательной активности отмечался разными авторами.
В частности, Д.Б.Бромлей, обобщая результаты исследований интеллекта с помощью методики Векслера, обнаружила, что определенные вербальные функции (информированность, запас слов) на протяжении возраста от 20 до 40 лет повышаются, затем следует период их стабилизации на максимально высоком уровне и только с 60 — 70 лет наблюдается некоторое их снижение до уровня показателей 20 лет [Ананьев Б.Г., 1969]. Б.Г.Ананьев на этом основании делает вывод о том, что речемыслительные, второсигнальные функции противостоят общему прогрессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. Отметим, что речь следует вести не просто о второсигнальных (вербальных) познавательных функциях. Интеллектуальная сохранность на поздних этапах онтогенеза обеспечивается главным образом за счет работы механизмов понятийного мышления, которые, по-видимому, компенсируют снижение эффективности работы механизмов, обеспечивающих пространственные преобразования и оперативные формы переработки информации.
Таким образом, наши данные подтверждают факт гетерохронности интеллектуального развития в онтогенезе, свидетельствующий, с одной стороны, о существовании органического единства инволюционных (регрессивных) и эволюционных (прогрессивных) изменений в характере интеллектуальной активности в процессе старения и, с другой стороны, о формировании мощных компенсаторных механизмов, обеспечивающих при перестройке интеллекта необходимые приспособительные эффекты.
Далее, представляют интерес обнаруженные нами различия между тремя возрастными группами по показателям «вариативности» познавательных функций (различия между группой студентов и группой пожилых значимы в пределах 0,05 >р > 0,001). По нашему мнению, этот показатель косвенно характеризует степень интегрированности целостной структуры интеллекта: рост вариативности отдельных интеллектуальных составляющих свидетельствует о том, что с возрастом нарастают проявления дискоординации, дисбалансированности различных форм интеллектуальной активности.
Таким образом, своеобразие интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте обусловлено не только качественным изменением интеллекта (избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности), но и изменением особенностей его структурной организации (нарастанием дезинтегрированности отдельных познавательных функций).
Наконец, обращает на себя внимание различие в стилевых характеристиках интеллектуальной деятельности двух возрастных групп: юношеского и пожилого возрастов. <...>
...Между этими возрастными группами отсутствуют различия в степени точности идентификации изображений при их сравнении с изображением-эталоном (что позволяет говорить о достаточной сохранности в пожилом возрасте фазы контроля интеллектуальной деятельности), а также в числе выделенных групп при свободной сортировке понятий (что свидетельствует о достаточной сохранности способности, как к категориальному анализу, так и к категориальному синтезу). В свою очередь, в пожилом возрасте нарастают проявления полезависимости и ригидности, отмечается явная замедленность развертывания ориентировочной фазы интеллектуальной деятельности (возрастает время подготовки ответа при принятии решения в условиях неопределенности).
Итак, проведенные нами исследования позволяют говорить о неоднородности изменений познавательной деятельности в различных возрастных группах, что, по-видимому, является результатом сложной перестройки психической организации, характеризующейся, в первую очередь, сдвигами во всех звеньях саморегуляции. При этом возрастные изменения предполагают формирование компенсаторных механизмов, обеспечивающих возможность функционирования познавательного отражения на новых уровнях его организации.