ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ М.КУНА «КТО Я?»1
Существует довольно широкий спектр толкований понятия социальной идентичности, связанных с научными школами разнообразной ориентации. Наиболее известны психоаналитический, бихевиористский, когнитивный и деятельностный подходы как наиболее яркие тенденции в работах многочисленных исследователей и как/процесс развития проблемы социальной идентичности в рамках теорий группового и межгруппового поведения. Социальная идентичность базируется на анализе групп, к которым индивид принадлежит и с которыми себя отождествляет. В «когнитивной» теории психологии группы Дж.Тэрнера [Turner /., 1982] отчетливо различаются социальная идентичность (самоопределение в терминах принадлежности к той или иной социальной категории) и личностная идентичность (самоопределение в терминах личностных характеристик).
1 Краснова О. В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М.Куна «Кто Я?» // Психология зрелости и старения. — 1997. — № 1. — С. 68-84.
|
|
Социальная идентичность — самоопределение индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей как «своих» и «не своих». Личностная идентичность — самоопределение в терминах личностных характеристик. Идентичность отличается от традиционного понятия роли тем, что она не ограничена ожиданиями окружения, а складывается частично под влиянием социальных взаимодействий и более широко — социальной структуры, частично — на основе индивидуальных особенностей. Социальная идентичность соотносится с объективно существующими социальными позициями. Она является результатом атрибуции, вхождения и помещения в социальную позицию; выражается через участие в социальных группах или институтах. <...>
В нашей стране на протяжении последнего десятилетия происходят разрушение и трансформация старых социальных институтов и структур. В таких условиях люди вынуждены приспосабливаться к этим изменениям и искать свое место в меняющемся мире. Они объективно теряют идентичность в качестве граждан определенного государства, членов определенных социальных групп и становятся членами тех групп, положение в которых в условиях радикальных перемен неопределенно, часто маргинально и подвержено опасности исчезновения в качестве сравнительно устойчивых общностей. <...>
Отсутствие или сокращение определителей социальной перцепции при изменении конвенциональных и социальных ролей ведет к размыванию ролевых образов, возрастанию влияния личностного начала (индивидуальных ценностей, ориентации, стереотипов и т.п.) при исполнении роли. Пожилой человек может успешно выполнять социальные роли пенсионера и дедушки, усвоить групповые нормы, но при этом не будет адаптирован, так как он, например, идентифицирует себя с человеком зрелого возраста, полного желания трудиться, а не с пенсионером. <...>
|
|
В феврале — марте 1996 г. нами проведено исследование особенностей социальной и личностной идентичности пожилых людей по методике М. Куна «Кто Я?» Пожилые люди были опрошены по случайной выборке в Москве. Респонденты: женщины от 50 лет — 102 человека, мужчины от 60 лет — 44 человека.
Инструкция интервьюера, предлагаемая респондентам (стандартная инструкция, разработанная М. Куном и Т. Макпартлендом в 1954г.), нами была несколько сокращена:
«На данной странице Вы видите 10 пронумерованных пустых линеек. Будьте добры написать на каждой из них ответ на простой вопрос: «Кто Я?». Напишите просто 10 различных существительных (можно существительное с прилагательным, например «хороший человек»). Отвечайте самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они приходят Вам в голову. Не заботьтесь об их логичности. Пишите быстро, поскольку Ваше время ограничено».Респонденту предлагался один лист с 10 пронумерованными линейками, которые он должен был заполнить. Там же отмечались пол и возраст, что позволило выделить шесть половозрастных групп. Одновременно с ними проводилась беседа по поводу проблем пожилых людей. Данные беседы сопоставляли с данными идентификации.
Обработка ответов осуществлялась согласно классификации, разработанной в Институте социологии РАН [Ядов В. А., 1994] на основании ответов респондентов по двум классам: «Я сам» (личностная идентификация) и «Я в группе» (социальная идентификация).
В связи с возрастными особенностями респондентов (пожилые люди, которые уже официально на пенсии), мы несколько видоизменили некоторые номинации, по которым обрабатывались ответы. В первой классификации — «Я сам» — получилось 18 номинаций, во второй — «Я в группе» — 20. <...>
...Все ответы каждой из шести половозрастных групп брались за 100 %. В общей сложности сумма всех значений должна составить 600 %. По каждой номинации подсчитывался процент упоминания. Общая сумма номинаций классификации «Я сам» составила 380 %, «Я в группе» — 220 %. Таким образом, пожилые люди выше, чем в 1,7 раза определяют себя как личность, нежели как члена группы. Наши данные совпадают с данными В.А.Ядова и Т.З.Козловой [1993, 1994], по которым личностная идентичность превалирует над социальной в соотношении 2:1.
В первой классификации преобладает значение таких характеристик, как:
- интересы, увлечения: чтение, стихи, садоводство, огород, музеи, театры, любовь к животным, автомобилям и т.д.;
- особенности мироощущения: наиболее часто употребляется — «оптимист», затем — «идеалист», «интересно жить», «во всем ощущаю Божью помощь», «песчинка земная», «любящая смотреть мир» и т.д.;
- черты характера и уровень самооценки: «строгая», «добрая», «добросовестная», «волевой человек», «человек слабой воли», «подвержен эмоциям», «не люблю грубость» и т.д.;
- демографические признаки: женщина, мужчина, старуха, старик;
- здоровье: «тяжело, никуда не выйдешь — сердце», «ноги не носят»;
- нахождение на пенсии: «я пенсионер»;
- этические, нравственные качества: «не люблю лгунов», «относительно честный», «с чувством долга» и т.д.;
- способности, которые есть сейчас: «вышиваю крестом», «неплохо пою», «пишу стихи», «внимательный слушатель»;
- психические особенности: «раздражаюсь по пустякам», «агрессивный», «активный», «быстро отходчив», «недостаточно моторный» и т.д.;
|
|
- особенности поведения: «курю», «люблю вкусно поесть», «люблю отдыхать» и т.д.
Очень мало встречаются:
- внешние данные;
- уровень материального благосостояния; «нищая» — один ответ;
- стиль жизни: «помогаю другим»;
- политические взгляды: «голосовать буду за Зюганова, потому что он хочет ввести старые порядки»;
- состояние души: «нужный страждущим», «человек, который хочет помочь», «одиночество»;
- способности, которые когда-то были: «когда-то вязала». Не встречаются:
- образование;
- профессия.
Во второй классификации («Я в группе») преобладает значение следующих характеристик:
- родство: мать, свекровь, бабушка, дедушка, брат и т.д.;
- идентификация с человечеством: «человек». Меньше по значениям следующие номинации:
- семейное положение: «женат», «вокруг меня вся семья» и т.д.;
- отношения к родственникам: «люблю внучку», «любящий отец» и т.д.;
- идентификация с людьми своей страны: «россиянин», «гражданин», «патриот» и т.д.;
- идентификация с определенной категорией: «инвалид ВОВ», «участник ВОВ»;
- должность на работе (настоящая);
- оценка себя как работника в настоящем: «профессионал», «труженица»;
- религиозная принадлежность: «верующий», «прихожанин»;
- идентификация со своими друзьями: «верный друг», «подруга». Почти не встречаются:
- этническая принадлежность: «русская» — один ответ;
- должность на работе, которая была до пенсии;
- оценка себя как работника (в прошлом): «всегда добросовестно относилась к своим обязанностям»;
- идентификация с людьми по месту жительства: «чья-то соседка»;
- идентификация с людьми по интересам, с неформальными группами: «член благотворительного общества»;
- идентификация с участниками официальных общественных акций: «могу голосовать». Не встречаются:
- принадлежность к политическим партиям;
- отношение к настоящей власти («демократам»);
- отношение к прошлой власти («коммунистам»).
Таким образом, для пожилых людей значимыми категориями являются следующие: интересы, увлечения; особенности мироощущения, в которых преобладают позитивные характеристики; черты характера, в которых также преобладают позитивные характеристики; уровень самооценки, в которой пожилые добросовестно пытались определить себя не только с позитивной, но и с негативной точки зрения («неудобный», «сложный» и т.д.), часто ответы давались с долей юмора («неунывающий калека», «старуха-развалюха»)', родство и семейное положение; идентификация с человечеством.
|
|
При этом незначимыми являются категории уровня материального состояния, образования, профессии, стиля жизни, способностей, которые когда-то были, этнической принадлежности, оценки себя в прошлом как работника, принадлежности к политическим партиям, отношений к прошлой и настоящей власти. Однако в беседе пожилые добавляли свое отношение к современной социальной ситуации. Например, женщина 70 лет, которая определила себя как «пенсионерка, бабушка, человек»: «Не могу смотреть, что со страной сделали!»
Полученные данные подтверждают позитивное оценивание себя пожилыми. При этом создается впечатление, что людей позднего возраста совершенно не волнуют ни современная социальная ситуация, ни прошлая или настоящая власть. Из 44 пожилых мужчин и 102 пожилых женщин только трое мужчин (75, 75, 83 года) и девять женщин (57—84 года), т.е. 8,2 % пожилых, имеют негативную личностную идентичность («никто», «не реализовалась», «иждивенец», «отбросы», «никому не нужны»). Большинство же пожилых определилось в своих интересах, мироощущении, принимая свои недостатки и достоинства, определив свое место в мире (я — человек) и в семье. Они как бы выпали из социальной ситуации, не определяя свое гражданство, этническую принадлежность, членство в различных группах. При этом... личностная идентичность (самоопределение в терминах личностных характеристик) преобладает над социальной (самоопределение в терминах принадлежности к той или иной социальной категории).
...Пожилые люди имеют целостность восприятия себя, но не в группе, а вне группового контекста. Получается, что они внешне присвоили себе социальные роли пожилых людей, которые «прожили достойную жизнь», «имеют богатый жизненный опыт», но внутреннего принятия этих ролей нет. Скорее всего, для пожилых это является положительным фактором, механизмом защиты, не позволяющим им воспринимать себя как «поколение рабов». Например, женщина 68 лет, характеризующая себя как «труженица, простая женщина, верная жена, очень строгая, волевой человек, нужный человек», на вопрос о проблемах пожилых людей отвечает: «Все проблемы от правительства. Под старость такую жизнь заслужить! В наше время все по-другому было». Четыре женщины (68 — 79 лет) и пятеро мужчин (69 — 83 года) явно выразили свое негативное отношение к государству. При этом только один человек (мужчина 75 лет) дал себе негативную характеристику.
Полученные данные совпадают с результатами исследований Ядова [1994], в которых он пришел к выводу о том, что показатели солидарности различных групп населения с разными группами и общностями не возрастали, а падали, что говорит о процессе адаптации в своем узком социальном пространстве.
Все вышесказанное выявляет фактор социальной адаптации пожилых, который не выделялся ранее, а именно, социально-психологическую адаптацию в малой группе (семья, работа, друзья), или инкорпоризацию. Условно этот фактор можно назвать тем, что П. Г. Белкин [1985] определил как «вхождение в ролевую структуру коллектива». Однако речь идет не о том, что пожилой человек впервые входит в новую малую группу. Скорее всего, у него происходит концентрация интересов, внимания, заботы на проблемах близкого окружения. Он как бы «замыкается» на своем непосредственном социальном окружении, и его не волнуют больше проблемы макросоциума. Вероятно, степень инкорпоризации также влияет на уровень социальной адаптации пожилых людей. Однако она не являлась предметом нашего исследования. Поэтому мы ограничимся только указанием на наличие этого дополнительного критерия адаптации на уровне группы.
Некоторые пожилые, рассказывая о своих проблемах, главным образом обращали внимание на здоровье («без него — никуда», «здоровья нет»). Также указывали на низкий уровень социального обеспечения. Большинство же ответов оптимистичны: «Много-много работать, заниматься тем, на что всю жизнь времени не хватало», «Я на пенсии ощущаю себя более свободно, могу более удобно планировать свое время», «Мы все равно молодые». <...>
Последний важный момент, на который бы хотелось обратить внимание, это то, что пожилые понимают — в жизни молодых появилась свобода выбора: «Мы отвыкаем, а они (молодые) привыкают, у них слишком большой выбор всего», «Молодым сейчас трудно», «Молодым жить труднее, перед ними открылись небывалые перспективы. У нас всегда все было заранее предопределено. Выбор — всегда трудное дело». Таким образом, пожилые осознают тот факт, что молодым сейчас требуется приложить гораздо больше усилий в своей жизни для достижения успеха, чем это было в их жизни, когда был гарантирован «прожиточный минимум при всеобщей социальной пассивности». Наличие этого понимания у пожилых позволяет предположить, что нет резкого противопоставления «себя» (пожилых) и «их» (молодых). Отсутствие такого противопоставления или «конфликта поколений», скорее всего, опосредовано наличием в семье пожилого человека детей и внуков. Входя в группу семьи, пожилые, являясь ее членами, разделяют ценности этой группы. И, наоборот, молодые разделяют ценности пожилых.
Представители западной психологии В. Франкл, Э. Эриксон отмечали, что если у пожилого человека нет положительной оценки своей жизни и цельности своей личности, его смысл и жизненная оценка падает, соответственно понижается и уровень адаптивности. Человек становится «плохо приспособленным». Однако для пожилых в нашем обществе (в условиях современной социальной ситуации) более важны внешние показатели: наличие работы, роли в семье, оказание помощи семье. Отвечая на вопросы о пожилых людях, их проблемах и т.д., почти все респонденты ориентировались на внешние характеристики: социальную роль, статус, физические параметры, материальный уровень. Особенно отмечали это сами пожилые люди. Для них именно внешние показатели представляют большую ценность, чем внутренние (социально-психологические характеристики, духовные ценности). Они способствуют наличию высокого жизненного смысла жизни пожилых.
Присвоение внешней социальной роли пожилых заставляет их играть эту роль, т. е. считать, что они «прожили достойную жизнь», что они «достойные» и в то же время «обездоленные», «ограбленные государством», нуждающиеся в социальной защите люди. Налицо осознанная позитивная социальная идентичность пожилых. Таким образом, особенности негативной социальной идентичности в том, что она не осознается большинством пожилых. Они стараются компенсировать ее за счет приписывания себе и своей группе (группе пожилых) положительных индивидуальных и личностных качеств, и поэтому в структуре их личности существуют противоречия. При этом есть основания считать, что более молодые люди также оценивают пожилых людей по внешним социальным ролям, т.е. принимают образ «обездоленного» государством пожилого, признают их большой жизненный опыт, уважают и жалеют их, сочувствуют им.
Можно предположить, что пожилые люди адаптировались к современной социальной ситуации путем включения защитного механизма — позитивного восприятия себя при игнорировании неблагоприятных данных о себе.
Подводя итоги, можно сказать, что современная социальная ситуация как фактор адаптации пожилых людей характеризуется зарождением новой конфигурации общества, в котором разрушаются существовавшие особенности социального поведения, система социальной регуляции, отсутствуют ценностно-ориентационные основы новой регуляции, наблюдается кризис социальных ценностей и идеалов советского общества, в котором выросли и
состарились нынешние пожилые люди. Логика развития новой социальной ситуации в стране ведет к переоценке и изменению ценностей общества и пожилого человека в нем, переосмыслению жизни пожилыми людьми, что приобретает характер социальной адаптации. При этом социальная адаптация пожилых осуществляется за счет включения защитных механизмов:
- проявляется высокая степень позитивности личностной и социальной идентичности;
- осуществляется компенсация негативной социальной идентичности пожилых за счет приписывания себе положительных личностных качеств при игнорировании неблагоприятных данных о себе;
- появляется новый феномен — инкорпоризация пожилых, т. е. замыкание их интересов на проблемах узкого социального пространства.
Поэтому особое значение приобретает становление и развитие системы социально-психологической поддержки пожилых людей. Общество должно реально взять на себя заботу о них. При этом не требуется, например, перенимать их ценности или пытаться изменить мировоззрение пожилых людей. Помощь пожилым людям должна быть оказана на «внешнем» уровне — не только повышение пенсий, но и оказание уважения, внимания, заботы, т.е. того, что помогает им чувствовать себя компетентными. Для этого необходима государственная программа обеспечения социальной и психологической помощью пожилых.
Во-первых, необходимо совершенствование информационного обеспечения: средства массовой информации должны формировать образ «позитивной старости».
Во-вторых, создание социальных клубов пожилых и геронтопсихологических центров должно помочь в решении проблем, стоящих перед стареющим человеком, снять психологическую напряженность, содействовать выработке самоуважения, уверенности в собственных силах.
Применяемая в проведенном исследовании методика не впервые использовалась для изучения идентификации группы пожилых людей. Однако, на наш взгляд, впервые рассмотрены социально-психологические особенности пожилых людей применительно к современной социальной ситуации. Возникает вопрос о том, существуют ли обнаруженные закономерности и изменения идентификации пожилых людей в стабильном обществе или они характерны только для общества социальной нестабильности? Этот вопрос и многие другие должны изучать будущие исследования.