Создание конфликтной ситуации одним или несколькими субъектами социального взаимодействия
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников соц. взаимодействия и эмоциональное непереживание им этого факта | Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть изменение настроения, критическое и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника и т.д. |
Начало открытого конфликтного взаимодействия | Переход к активным действиям, направленным на нанесение ущерба, противнику (заявление, предупреждение и т.д.) |
Развитие открытого конфликта | Участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. |
Разрешение конфликта | В зависимости от содержания и глубины конфликта, разрешения конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическим (беседа, убеждения, просьба и т.д.) и административными (увольнения, приказ руководителя, перевод на другую работу и т.д.). |
)Характеристика основных стратегий поведения в конфликте
|
|
Соперничество (борьба, принуждение) | Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используется авторитет, власть и т.д. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, пытается заставить окружающих принять его точку зрения, мнения других его не интересует. |
Сотрудничество | Предполагает совместное решение проблемы, породившей конфликт. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дали им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на основе признаний ценностей межличностных отношений. |
Компромисс | Данная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения и более того, она способствует положительному развитию. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов. · Конфликт нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта, так как это лишь этап на пути поиска приемлемого решения проблемы. · Иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию, но это возможно лишь при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. |
Избегание (уход) | Для того, кто придерживается этой стратегии, характерно уклонение от конфликта, его игнорирование. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Эта стратегия может быть уместна тогда, когда предмет конфликта не имеет существенного значения для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации. Если же предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации (субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как предмет конфликта как несущественный), возможен рецидив. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям. |
Приспособление (уступка) | Этап стратегии проявляется в односторонних уступках: действуя совместно с кем-либо, человек уступает другому и не пытается отстаивать собственные интересы, приносит их в жертву противоположной стороны. «Приспособленец» старается не допустить проявления признаков конфликта признавая к солидарности (при этом часто игнорируется проблема лежащая в основе конфликта). При анализе данной стратегии следует учитывать следующие моменты. · Избегание является причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя) и не ведет к разрешению конфликта. · Избегание оправдано лишь в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. «Временное перемирие может стать важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации |
Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации:
|
|
· Конфликты деятельности, возникающие в связи с выполнением учебных заданий, успеваемость, внеучебной деятельностью;
· Конфликты поведения (поступков), возникающие из-за нарушения учащимися правил поведения на занятиях, а также вне учебного заведения;
· Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей в процессе педагогической деятельности.
Контроль над конфликтогенными ситуациями состоит из ряда процедур:
- оперативного обмена достоверной информацией об интересах, намерениях и предлагаемых действиях участников возможного конфликта;
- воздержание от всех действий, способных придать конфликтной ситуации неуправляемый характер;
- выявление и использования всех возможностей взаимоприемлемого разрешения конфликта;
- создание и поддержание атмосферы делового партнерства, избежание пост-конфликтного отрицательного эмоционального противостояния.