Наименование лесничества | Лесные подати | Арендная плата | Прочие доходы | Всего платежей | Доля в общих поступлениях платежей, % | Доля лесничества в общей сумме платежей, % | ||
лесные подати | арендная плата | прочие доходы | ||||||
Абзелиловское | 704,8 | 7902,5 | 1200,5 | 9807,8 | 7,2 | 80,6 | 12,2 | 4,4 |
Авзянское | 3566,2 | 4642,2 | 2814,2 | 11022,6 | 32,4 | 42,1 | 25,5 | 4,9 |
Альшеевское | 308,7 | 78,0 | 999,8 | 1386,5 | 22,3 | 5,6 | 72,1 | 0,6 |
Архангельское | 299,9 | 487,2 | 1558,9 | 2346,0 | 12,8 | 20,8 | 66,4 | 1,0 |
Аскинское | 2166,8 | 771,0 | 4297,1 | 7234,9 | 29,9 | 10,7 | 59,4 | 3,2 |
Баймакское | 1288,2 | 1161,4 | 10492,9 | 12942,5 | 10,0 | 9,0 | 81,1 | 5,8 |
Белебеевское | 459,0 | 116,0 | 1026,9 | 1601,9 | 28,7 | 7,2 | 64,1 | 0,7 |
Белокатайское | 1177,4 | 399,9 | 4916,3 | 6493,6 | 18,1 | 6,2 | 75,7 | 2,9 |
Белорецкое | 1562,9 | 10551,1 | 9187,2 | 21301,2 | 7,3 | 49,5 | 43,1 | 9,5 |
Бирское | 520,2 | 31,6 | 1202,0 | 1753,8 | 29,7 | 1,8 | 68,5 | 0,8 |
Бурзянское | 2418,8 | 4131,5 | 3581,4 | 10131,7 | 23,9 | 40,8 | 35,3 | 4,5 |
Гафурийское | 97,9 | 292,0 | 323,5 | 713,4 | 13,7 | 40,9 | 45,3 | 0,3 |
Дуванское | 2378,4 | 1216,2 | 1818,5 | 5413,1 | 43,9 | 22,5 | 33,6 | 2,4 |
Дюртюлинское | 1499,8 | 173,7 | 2160,6 | 3834,1 | 39,1 | 4,5 | 56,4 | 1,7 |
Зианчуринское | 124,7 | 627,9 | 495,9 | 1248,5 | 10,0 | 50,3 | 39,7 | 0,6 |
Зилаирское | 8603,8 | 1003,8 | 5688,3 | 15295,9 | 56,2 | 6,6 | 37,2 | 6,8 |
Иглинское | 323,0 | 755,8 | 671,6 | 1750,4 | 18,5 | 43,2 | 38,4 | 0,8 |
Инзерское | 759,3 | 4248,5 | 1258,3 | 6266,1 | 12,1 | 67,8 | 20,1 | 2,8 |
Кананикольское | 2039,3 | 4610,7 | 2247,7 | 8897,7 | 22,9 | 51,8 | 25,3 | 4,0 |
Караидельское | 1427,3 | 2326,0 | 3735,8 | 7489,1 | 19,1 | 31,1 | 49,9 | 3,3 |
Кугарчинское | 221,5 | 166,1 | 1379,8 | 1767,4 | 12,5 | 9,4 | 78,1 | 0,8 |
Макаровское | 230,2 | 1809,8 | 975,6 | 3015,6 | 7,6 | 60,0 | 32,4 | 1,3 |
Нуримановское | 1061,7 | 1828,2 | 2752,5 | 5642,4 | 18,8 | 32,4 | 48,8 | 2,5 |
Салаватское | 3317,8 | 832,2 | 3133,9 | 7283,9 | 45,5 | 11,4 | 43,0 | 3,2 |
Стерлитамакское | 943,1 | 636,5 | 1289,7 | 2869,3 | 32,9 | 22,2 | 44,9 | 1,3 |
Тирлянское | 1911,6 | 7089,8 | 591,7 | 9593,1 | 19,9 | 73,9 | 6,2 | 4,3 |
Туймазинское | 1386,9 | 1879,9 | 2778,5 | 6045,3 | 22,9 | 31,1 | 46,0 | 2,7 |
Уфимское | 704,3 | 6802,1 | 10252,0 | 17758,4 | 4,0 | 38,3 | 57,7 | 7,9 |
Учалинское | 10303,5 | 456,0 | 14800,1 | 25559,6 | 40,3 | 1,8 | 57,9 | 11,4 |
Хайбуллинское | 0,0 | 139,0 | 190,5 | 329,5 | 0,0 | 42,2 | 57,8 | 0,1 |
Янаульское | 1148,6 | 4155,5 | 2355,9 | 7660,0 | 15,0 | 54,2 | 30,8 | 3,4 |
Итого | 52955,6 | 71322,1 | 100177,6 | 224455,3 | 23,6 | 31,8 | 44,6 | 100,0 |
Так, поступления платежей от лесопользователей, осуществляющих свою деятельность на территории Абзелиловского, Авзянского, Белорецкого, Бурзянского, Дуванского, Кананикольского и Тирлянского лесничеств составляют 40 144 тыс.руб. или 17,9% от всех поступлений, а объемы заготовленной древесины в данных лесничествах – лишь 37,4% от республиканского уровня. Следует отметить слабую экономическую концентрацию предпринимательства в сфере использования лесов в Республике Башкортостан, в результате которого уровень освоения лесов значительно отстает от допустимого объема изъятия древесины. Такая же тенденция отмечается и по другим видам использования лесов.
|
|
В общей структуре поступлений платежей в бюджетную систему Российской Федерации подавляющую часть обеспечивают лесные подати и арендные платежи. Их доля в республике в общей структуре поступлений платежей в бюджетную систему Российской Федерации составляет 55,4%. Кроме того, арендные отношения в лесном хозяйстве с точки зрения высвобождения бюджета от нежелательных расходов имеют значительную перспективу.
|
|
В настоящее время наиболее развиты арендные отношения с лесопользователями, осуществляющими производственную деятельность на территории Абзелиловского, Авзянского, Белорецкого, Бурзянского, Дуванского, Иглинского, Тирлянского и Янаульского лесничеств. Лесопользователи данных лесничеств обеспечили 56,7% поступлений всех арендных платежей.
Более подробный анализ поступления платежей за использование лесов по видам деятельности, а также в бюджетную систему Российской Федерации в целом приведен в таблице 16. Основной объем поступлений платежей в бюджет приходится на деятельность по заготовке древесины. Их удельный вес в общей структуре поступлений составляет в 2008 г. 85,9%, в 2009 г. – 80,4%, в 2010 г. – 81,8%.
В 2009 г. по сравнению с прошлым периодом значительно выросли поступления от ведения рекреационной деятельности – в более чем 2 раза. При этом следует отметить, что данный вид использования лесов, а также ведение сельскохозяйственной деятельности в Республике Башкортостан имеют хорошую перспективу.
Вместе с тем, следует отметить неразвитость видов использования лесов в Республике Башкортостан и, как следствие, незначительность объема платежей, поступающих в целом в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе и в бюджет республики. Из разрешенных согласно статье 25 Лесного кодекса РФ шестнадцати видов использования лесов в Республике Башкортостан обеспечивают поступления платежей лишь четыре-пять видов из утвержденного перечня. Особенно заметно отставание в развитии лесного хозяйства и всего лесопромышленного комплекса республики при сравнении доходов бюджетной системы Российской Федерации за использование лесов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Башкортостан, с объемами финансирования расходов на проведение мероприятий в области лесного хозяйства.
В конечном счете, такое положение дел подчеркивает слабость темпов внедрения рыночных отношений в лесном хозяйстве республики, усилить которое возможно лишь созданием соответствующих экономических условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций в данную отрасль экономики.
Таблица 16
Анализ поступления платежей в бюджет по видам использования лесов в 2009-2010 гг.
|
Отсюда возникают новые цели и задачи лесного планирования. Они должны быть направлены на осуществление эффективных мероприятий в освоении лесов, при котором достигается наибольший объем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации при соблюдении всех экологических и лесохозяйственных норм использования и эксплуатации лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов.
|
|
Таблица 17