Поступление платежей за пользование лесным фондом в 2010 г., тыс.руб

Наименование лесничества Лесные подати Арендная плата Прочие доходы Всего платежей Доля в общих поступлениях платежей, % Доля лесничества в общей сумме платежей, %
лесные подати арендная плата прочие доходы
Абзелиловское 704,8 7902,5 1200,5 9807,8 7,2 80,6 12,2 4,4
Авзянское 3566,2 4642,2 2814,2 11022,6 32,4 42,1 25,5 4,9
Альшеевское 308,7 78,0 999,8 1386,5 22,3 5,6 72,1 0,6
Архангельское 299,9 487,2 1558,9 2346,0 12,8 20,8 66,4 1,0
Аскинское 2166,8 771,0 4297,1 7234,9 29,9 10,7 59,4 3,2
Баймакское 1288,2 1161,4 10492,9 12942,5 10,0 9,0 81,1 5,8
Белебеевское 459,0 116,0 1026,9 1601,9 28,7 7,2 64,1 0,7
Белокатайское 1177,4 399,9 4916,3 6493,6 18,1 6,2 75,7 2,9
Белорецкое 1562,9 10551,1 9187,2 21301,2 7,3 49,5 43,1 9,5
Бирское 520,2 31,6 1202,0 1753,8 29,7 1,8 68,5 0,8
Бурзянское 2418,8 4131,5 3581,4 10131,7 23,9 40,8 35,3 4,5
Гафурийское 97,9 292,0 323,5 713,4 13,7 40,9 45,3 0,3
Дуванское 2378,4 1216,2 1818,5 5413,1 43,9 22,5 33,6 2,4
Дюртюлинское 1499,8 173,7 2160,6 3834,1 39,1 4,5 56,4 1,7
Зианчуринское 124,7 627,9 495,9 1248,5 10,0 50,3 39,7 0,6
Зилаирское 8603,8 1003,8 5688,3 15295,9 56,2 6,6 37,2 6,8
Иглинское 323,0 755,8 671,6 1750,4 18,5 43,2 38,4 0,8
Инзерское 759,3 4248,5 1258,3 6266,1 12,1 67,8 20,1 2,8
Кананикольское 2039,3 4610,7 2247,7 8897,7 22,9 51,8 25,3 4,0
Караидельское 1427,3 2326,0 3735,8 7489,1 19,1 31,1 49,9 3,3
Кугарчинское 221,5 166,1 1379,8 1767,4 12,5 9,4 78,1 0,8
Макаровское 230,2 1809,8 975,6 3015,6 7,6 60,0 32,4 1,3
Нуримановское 1061,7 1828,2 2752,5 5642,4 18,8 32,4 48,8 2,5
Салаватское 3317,8 832,2 3133,9 7283,9 45,5 11,4 43,0 3,2
Стерлитамакское 943,1 636,5 1289,7 2869,3 32,9 22,2 44,9 1,3
Тирлянское 1911,6 7089,8 591,7 9593,1 19,9 73,9 6,2 4,3
Туймазинское 1386,9 1879,9 2778,5 6045,3 22,9 31,1 46,0 2,7
Уфимское 704,3 6802,1 10252,0 17758,4 4,0 38,3 57,7 7,9
Учалинское 10303,5 456,0 14800,1 25559,6 40,3 1,8 57,9 11,4
Хайбуллинское 0,0 139,0 190,5 329,5 0,0 42,2 57,8 0,1
Янаульское 1148,6 4155,5 2355,9 7660,0 15,0 54,2 30,8 3,4
Итого 52955,6 71322,1 100177,6 224455,3 23,6 31,8 44,6 100,0

Так, поступления платежей от лесопользователей, осуществляющих свою деятельность на территории Абзелиловского, Авзянского, Белорецкого, Бурзянского, Дуванского, Кананикольского и Тирлянского лесничеств составляют 40 144 тыс.руб. или 17,9% от всех поступлений, а объемы заготовленной древесины в данных лесничествах – лишь 37,4% от республиканского уровня. Следует отметить слабую экономическую концентрацию предпринимательства в сфере использования лесов в Республике Башкортостан, в результате которого уровень освоения лесов значительно отстает от допустимого объема изъятия древесины. Такая же тенденция отмечается и по другим видам использования лесов.

В общей структуре поступлений платежей в бюджетную систему Российской Федерации подавляющую часть обеспечивают лесные подати и арендные платежи. Их доля в республике в общей структуре поступлений платежей в бюджетную систему Российской Федерации составляет 55,4%. Кроме того, арендные отношения в лесном хозяйстве с точки зрения высвобождения бюджета от нежелательных расходов имеют значительную перспективу.

В настоящее время наиболее развиты арендные отношения с лесопользователями, осуществляющими производственную деятельность на территории Абзелиловского, Авзянского, Белорецкого, Бурзянского, Дуванского, Иглинского, Тирлянского и Янаульского лесничеств. Лесопользователи данных лесничеств обеспечили 56,7% поступлений всех арендных платежей.

Более подробный анализ поступления платежей за использование лесов по видам деятельности, а также в бюджетную систему Российской Федерации в целом приведен в таблице 16. Основной объем поступлений платежей в бюджет приходится на деятельность по заготовке древесины. Их удельный вес в общей структуре поступлений составляет в 2008 г. 85,9%, в 2009 г. – 80,4%, в 2010 г. – 81,8%.

В 2009 г. по сравнению с прошлым периодом значительно выросли поступления от ведения рекреационной деятельности – в более чем 2 раза. При этом следует отметить, что данный вид использования лесов, а также ведение сельскохозяйственной деятельности в Республике Башкортостан имеют хорошую перспективу.

Вместе с тем, следует отметить неразвитость видов использования лесов в Республике Башкортостан и, как следствие, незначительность объема платежей, поступающих в целом в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе и в бюджет республики. Из разрешенных согласно статье 25 Лесного кодекса РФ шестнадцати видов использования лесов в Республике Башкортостан обеспечивают поступления платежей лишь четыре-пять видов из утвержденного перечня. Особенно заметно отставание в развитии лесного хозяйства и всего лесопромышленного комплекса республики при сравнении доходов бюджетной системы Российской Федерации за использование лесов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Башкортостан, с объемами финансирования расходов на проведение мероприятий в области лесного хозяйства.

В конечном счете, такое положение дел подчеркивает слабость темпов внедрения рыночных отношений в лесном хозяйстве республики, усилить которое возможно лишь созданием соответствующих экономических условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций в данную отрасль экономики.


Таблица 16 Анализ поступления платежей в бюджет по видам использования лесов в 2009-2010 гг.
Виды использования лесов Причитается платежей, тыс.руб. Фактически поступило, тыс.руб. Выполнение плана, % Фактическое поступление в Федеральный бюджет, тыс.руб Фактическое поступление в бюджет Республики Башкортостан, тыс. руб.  
 
    %     %         %     %  
Заготовка древесины 174 404,3 186 635,9 7,0 175 860,8 183 603,8 4,4 100,8 98,4 88 739,6 87 262,8 1,7 87 121,3 96 3 0,8 10,6  
Ведение сельского хозяйства 971,7 1 384,2 42,5 965,2 859,4 11,0 99,3 62,1 741,3 828,5 11,8 223,9 30,9 86,2  
Осуществление рекреационной деятельности 22 835,4 21 138,9 -7,4 22 353,2 16 694,9 25,3 97,9 79,0 19 693,7 15 910,6 19,2 2 659,5 784,3 70,  
Прочие доходы от использования лесов 20 063,2 24 010,9 19,7 19 508,5 23 297,2 19,4 97,1 97,0 19 403,5 23 192,0 19,5 104,9 105,2 0,3  
Всего поступило платежей 218 274,6 233 169,9 6,8 218 687,7 224 455,3 2,6 100,2 96,3 128 578,1 127 193,9 1,1 90 109,6 97 261,2 7,9  

Отсюда возникают новые цели и задачи лесного планирования. Они должны быть направлены на осуществление эффективных мероприятий в освоении лесов, при котором достигается наибольший объем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации при соблюдении всех экологических и лесохозяйственных норм использования и эксплуатации лесов при одновременном сокращении бюджетных расходов.

Таблица 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: