Различия между системами управления риска

Решения по управлению рисками на уровне всего банка Системы управления рисками на уровне «рабочих мест»
Взгляд на управление рисками на уровне всего банка Взгляд на отдельное бизнес-направ­ление
Управленческая информация, в неко­торых случаях информация для под­держки принятия решений Информация для поддержки приня­тия решений
Анализ по требованию или близкий к реальному времени Анализ в режиме реального времени
Глобальная агрегация информации Локальное объединение на уровне позиций
Полное покрытие всех финансовых инструментов Модели только для отдельных финан­совых инструментов
Общая подверженность риску с выде­лением отдельных позиций Детализированная отчетность под­верженности риску
Акцент на полноту Акцент на точность
Проблемы с данными Проблемы с аналитикой
Основные пользователи — риск-ме­неджеры, руководство Основные пользователи — лица, бе­рущие на себя риск

Для уверенности в том, что принимаемые риски вписываются в бизнес-на­правления банка и интересы акционеров, лица, берущие на себя риск, и отдел управления рисками должны работать вместе. Это невозможно без общего по­нимания существующих рисков, методов управления ими и технологии их адекватной реализации. Отдел управления рисками получает информацию об операциях и другой деятельности банка, которая позволяет понять профиль риска банка и оценить операции и деятельность банка с учетом риска. Обрат­ная связь с бизнес-единицами банка позволяет увидеть, как те или иные опе­рации влияют на совокупный риск банка.

Интегрированное решение на уровне всего банка и система управления ри­сками на уровне «рабочего места» являются неотъемлемыми частями деятель­ности любого банка, активно работающего на финансовых рынках. Львиная доля в процессе организации комплексного управления рисками в банках — это технологии (программное обеспечение). Рынок интегрированных реше­ний по управлению рисками находится в стадии бурного развития. Основные тенденции развития включают в себя разработку комплексных решений для управления всеми видами финансовых рисков: рыночных, кредитных, опера­ционных, ликвидности, события и т.д. Одним из требований к системам управления рисками является не только представление управленческой ин­формации для стратегического планирования, но и возможность поддержки принятия решений. Для этого необходима эффективная связь между отделом управления рисками и лицами, берущими на себя риск.


Системы управления рисками в различных сферах

Крупные финансовые учреждения генерируют огромные объемы информа­ции, которые рассредоточены среди множества внутренних и внешних систем. Рациональное использование и управление данными является основой эф­фективного управления рисками. Системы управления рисками должны от­слеживать все подверженные риску операции, хранить эту информацию в еди­ной глобальной базе данных. База данных должна консолидировать и упоря­дочивать все данные, независимо от их места нахождения, базовых аппарат­ных средств или источников. Особое внимание уделяется интегрированию си­стемы управления рисками и информационной базы данных с уже существую­щими банковскими системами.

Эффективность процесса принятия своевременных и обоснованных реше­ний по управлению рисками зависит не только от полноты и качества данных, но и от возможностей системы по созданию отчетов и приложений различных типов для своевременного представления информации конечным пользовате­лям в удобной форме. Своевременность получения аналитической информа­ции может быть достигнута за счет оптимизации всех процессов и расчетов в системе управления рисками и использования современных средств пред­ставления информации (интернет, электронная почта, клиентские приложе­ния и т. д.). Публикация отчетов и доступ к данным о результатах анализа рис­ков как внутри (intranet), так и вне организации (internet) с использованием web -технологий являются одним из самых удобных способов представления информации. Оптимизация процессов и расчетов в системе управления рис­ками возможна только в случае, если используемое программное решение не является «черным ящиком». Наладить и оптимизировать все процессы и достичь максимальной эффективности от использования приобретенного программного и технологического решения позволяет только открытое и гиб­кое решение.

Важным фактором является наличие в системе возможности перекрестной классификации: разложения и агрегирования полученных результатов по за­данным аналитическим разрезам. Такая возможность позволяет риск-менед­жеру формировать отчеты на любом уровне агрегирования: в целом по компа­нии, подразделениям, инструментам и т. д. Использование перекрестной классификации дает возможность увидеть полную картину риска и позиций финансового учреждения.

Немаловажна уверенность в точности получаемых аналитических результа­тов. Как известно, точность любого расчета риска зависит от принятых в мето­дике предположений и допущений. Возможность системы подгонять модели поведения факторов риска в соответствии с имеющимися историческими дан­ными позволяет повысить точность аналитических результатов и прогнозов изменения факторов риска. Лучшим вариантом будет система, которая может сама подобрать и оптимизировать адекватную модель для конкретного факто­ра риска.

Обзор комплексных решений по управлению рисками для банков. По мне­нию всемирно известной исследовательской компании в области аналитиче­ских систем Meridien Research, производители программного обеспечения, осваивающие данный сегмент рынка, могут быть разделены на две категории:


Глава 7

—«лидеры» — производители систем управления рисками, предлагающие полностью интегрированные комплексные средства стратегического планирова­ния и анализа рыночных, кредитных и других типов рисков;

—«последователи», предлагающие системы выявления рисков (преимущест­венно рыночных), адаптируемые под одну конкретную бизнес-задачу (например, управление активами и пассивами).

Крупнейшими представителями первой категории считаются компании Algorithmics, SunGard Trading and Risk и SAS Risk Management. Решения этих компаний были определены как комплексные решения по управлению риска­ми на уровне всего банка, так как их основная задача — риск-менеджмент и основными пользователями таких систем являются риск-менеджеры. Они могут также использоваться как система поддержки принятия решений для трейдеров и управляющих портфелями, но, как правило, эти решения исполь­зуются независимым отделом по управлению рисками в качестве единой цент­рализованной системы.

Системы управления рисками на уровне всего банка стали неотъемлемыми компонентами современного бизнеса: они позволяют функции управления рисками развиться от простого контроля отдельных позиций до фундамента­льного фактора повышения стоимости финансового учреждения.

Планирование, проектирование и внедрение таких систем является слож­ной задачей и требует учета в этом процессе практически всех подразделений банка.

Проблемы при внедрении таких систем:

—широкий круг финансовых инструментов, которые необходимо включить в систему, и его дальнейшее расширение. Поэтому используемые технологии должны легко включать новые финансовые инструменты;

—различия в технологиях, используемых для хранения данных, бухгалтерско­го учета, фронт-офиса, отчетности и т. д.; все системы внедрены в разное время, работают на разных операционных системах, СУБД и платформах. Технология, используемая для построения системы управления рисками, должна справляться с такими различиями в технологиях и объединять все существующие источники данных в единый согласованный набор данных, который будет использоваться в процессе анализа рисков;

—необходимость консолидации информации на одном уровне предполагает, что все подразделения, участвующие в процессе, должны управляться в интегри­рованном и согласованном виде. Необходимо достичь рационального сочетания между централизацией и децентрализацией. Технологии, используемые при по­строении системы управления рисками, должны поддерживать требуемую кон­солидацию;

—не существует отраслевых стандартов в области управления рисками. Каж­дое финансовое учреждение утверждает собственные стандарты оценки рисков и контроля. Всегда должна существовать возможность модернизации или изме­нения существующей системы в разрезе технологий, методологий, финансовых инструментов, параметров и организационной структуры;

—для достижения достаточной гибкости важно, чтобы ERM система была ор­ганизационно обособлена и не совмещала в себе другие функции.


Системы управления рисками в различных сферах

Система управления рисками в коммерческом банке должна основываться на интегрированной структуре, состоящей из обязанностей и функций, кото­рые спускаются от уровня правления вниз, на операционные уровни, охваты­вая все аспекты риска, в особенности рыночный, кредитный и риск ликвидно­сти, операционный, юридический риски, риски, связанные с репутацией бан­ка и с персоналом. Эта структура включает в себя само правление в качестве конечного ответственного органа, комитеты, отдел управления рисками, а также различные отделы поддержки и контроля. Все они имеют четко опре­деленные обязанности и порядок отчетности.

Ответственность за повседневное отслеживание риска, оценка и определе­ние уровня риска возлагаются на специальное структурное подразделение банка. Его основной задачей является внедрение принципов управления рис­ками, особенно кредитного и риска ликвидности, выработка методики оценки рисков. Аналитический отдел банка призван обеспечить нахождение этих рис­ков в рамках приемлемых уровней. Необходимо, чтобы эти риски отслежива­лись на постоянной основе и по ним представлялась отчетность руководству.

Информация по рыночным, кредитным рискам и риску ликвидности по­ступает в аналитический отдел из каждой организационной единицы и агреги­руется по типу риска. Общая картина масштабов и концентрации риска, кото­рому подвержен банк в конкретный момент времени предоставляется руко­водству.

Организация управления рисками. Поскольку управление рисками являет­ся частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и пе­реоценки принятых решений. Важнейшими элементами систем управления рисками являются:

—четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам политики банка, управления рисками и организации трудового процесса;

—создание специальных немногочисленных групп управления рисками (для всех типов рисков), не зависимых от коммерческих подразделений банка;

—определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыноч­ным рискам. Руководители подразделений, ведающих рыночными и кредитными рисками, отчитываются перед членами высшего руководства банка;

—установление граничных значений рыночных и кредитных рисков и конт­роль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдель­ным банковским продуктам, контрагентам и регионам;

—все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверя­ются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка. Следует, одна­ко, помнить, что никакое, даже самое совершенное, управление рисками полно­стью не избавляет от убытков и потерь.

Органы управления рисками. Крупные банки обычно имеют два комитета по управлению рисками: кредитный комитет и комитет по управлению акти­вами и пассивами банка. Ответственность за реализацию политики, разраба­тываемой кредитным комитетом, несет кредитный отдел. Операционный от­дел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа бан­ковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию


Глава 7

политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.

Функциями первого комитета являются: разработка и мониторинг состоя­ния кредитной политики; разработка политики рейтинга кредитов; разработка критериев для получения новых кредитов; делегирование полномочий по вы­даче кредитов; установление ограничений на ссуды; регулярная оценка риска всего портфеля кредитов, в том числе риска убытков по ссудам, перегружен­ности одного сектора, ликвидности портфеля; разработка политики списания невозвращенных ссуд; разработка политики отслеживания всех ссуд; разра­ботка политики возврата ненадежных ссуд; разработка политики заморажива­ния кредитов; разработка стандартов кредитной документации; пересмотр со­гласия на выдачу кредита; пересмотр политики определения стоимости креди­тов; пересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими нормами; разработка политики расширения и сужения кредитов, повышения их качества, в том числе обеспечения большей надежности, улучшения прак­тики страхования, предоставления аккредитивов и гарантий, определения ве­личины процентной маржи; разработка критериев оценки работы ссудной ад­министрации.

Функциями второго комитета могут быть: разработка ограничений по фи­нансовым рискам; разработка процентной политики; разработка ограничений по валютным рискам; разработка ограничений и политики по рискам забалан­совых операций; разработка политики рисков, связанных с ценными бумага­ми; определение основных источников финансирования банка; управление рисками структуры капитала банка; контроль за соблюдением банком законо­дательства в отношении рисков; разработка критериев оценки эффективности работы по управлению активами и пассивами банка и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: