Процесс материально-технического обеспечения предприятий сельского хозяйства и АПК в целом, как сложная макро-логистическая система, объективно требует регулирования деятельности всех ее звеньев, как со стороны вышестоящих уровней управления, так и особенно со стороны государства, поскольку снабжение охватывает сложный комплекс экономических взаимоотношений АПК с большим числом ресурсопостав-ляющих отраслей, транспортом и другими отраслями инфраструктуры народного хозяйства.
Рис. 3.4. Объемы поставок технологического оборудования для животноводства и птицеводства АПК в 1991-2002 гг.
Рис. 3.5. Объемы поставок технологического оборудования для перерабатывающих предприятий АПК в 1991— 2002 гг.
Рис. 3.6. Объемы поставок ремонтно-эксплуатационных материалов (металл, шины, электроды, шпагат и т. д.) в 1994-2002 гг.
Рис. 3.7. Объемы поставок запасных частей к машинам и оборудованию в 1994-2002 гг.
Как уже отмечалось выше, экономическая политика государства в годы реформы привела к самым негативным последствиям, дезинтеграции единой системы агроснабжения, потере управления многими ее звеньями, перепрофилированию отдельных предприятий агроснаба на другие виды деятельности. Все это обусловило резкое ухудшение снабжения аграрного сектора, безответственность многих звеньев системы ресурсообеспе-чения за своевременное и полное удовлетворение потребности хозяйств, стихийное появление на рынке многочисленных посреднических структур, оторванных от нужд села и решающих свои сиюминутные задачи выгодной реализации ходовых видов техники и ресурсов с целью получения прибыли.
|
|
Однако удельный вес предприятий Росагроснаба в объемах поставок селу материальных ресурсов по-прежнему остается значительным. Они сумели сохранить свою работоспособность, продолжают по существу оставаться единой технологической службой АПК, которая в наибольшей степени ориентирована на интересы сельского хозяйства и АПК в целом. Росагроснаб проводит активную работу по развитию прогрессивных форм снабженческого сервиса, создания центров предпродажного и гарантийного обслуживания техники, цехов сборки сельхозтехники, технических обменных пунктов, участков по подготовке продукции к производственному потреблению, магазинов розничной торговли, в том числе и передвижных.
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике страны в целом и особенно в агропромышленном комплексе, нерешенность принципиальных вопросов аграрной реформы настоятельно требуют нового подхода к решению проблем формирования регулируемых оптовых рынков средств производства для АПК и первоочередного внимания к ним со стороны федеральных органов.
|
|
Главными потребителями, заинтересованными в формировании системы оптовых рынков продукции производственного назначения для АПК, являются сельские товаропроизводители, переработчики сельскохозяйственной продукции и предприятия-изготовители сельскохозяйственной техники, оборудования и других материально-технических ресурсов.
Государство в лице своих органов власти также должно быть заинтересовано в создании регулируемого рынка, так как рост спроса и предложения на средства производства, повышение покупательной способности сельхозпотребителей, увеличение объемов производства продукции скажутся на увеличении поступления средств в федеральный и местный бюджет через систему налогообложения.
Государственное воздействие на рыночные отношения должно осуществляться через систему правовой, экономической, управленческой, плановой и контрольной деятельности государственных органов в соответствии с действующим законодательством.
Как отмечалось выше, из числа многочисленных субъектов инфраструктуры рынка средств производства для АПК в наибольшей степени ориентирована на интересы сельского хозяйства и сохранила отраслевое и технологическое единство система Росагроснаба. Учитывая ограниченные возможности капитальных вложений и инвестиций в аграрный сектор, интегрированные оптовые рынки и рынки продукции производственно-технического назначения необходимо формировать на основе существующих региональных предприятий агроснабжения, материально-техническая база которых в наибольшей степени соответствует предъявляемым к этим рынкам требованиям.
В организационном плане (на всей территории Российской Федерации) рынок продукции производственно-технического назначения представляется как общероссийская отраслевая система оптовых рынков, образуемая региональными (республиканскими в составе России, краевыми, областными) и районными рынками с координирующим центром — ОАО «Росагрос-наб», выступающим в качестве федерального органа, через который реализуются механизмы государственного воздействия.
Первичным звеном этой системы должен стать районный регулируемый оптовый рынок, непосредственно ориентированный на удовлетворение нужд сельхозтоваропроизводителей в материально-технических ресурсах на основе применения единых для системы методов государственного воздействия на рыночные отношения.
Исходя из поставленных целей и состава участников рынка, наиболее предпочтительной формой представляется объединение предприятий — юридических лиц в виде ассоциации, которая является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в рамках устава, принятого на собрании ее учредителей.
Такая форма организации регионального или районного рынка позволит координировать деятельность участников ассоциации, коллегиально принимать необходимые решения и контролировать их выполнение, выработать единые правила поведения на рынке, взаимоувязав интересы всех участников на основе использования элементов государственного регулирования и т. д. ОАО «Росагроснаб» при этом свою деятельность вопросах относящихся к компетенции ассоциации, осуществляет в соответствии с ее решениями и по согласованию с ним.
Организация оптовых рынков средств производства для АПК явится важным этапом формирования цивилизованных рыночных отношений в этой сфере, защиты интересов сельских товаропроизводителей и других потребителей АПК, их финансовой поддержки при усилении роли государства.
Уже в декабре 1996 г. Коллегия Минсельхоза России одобрила предложения ОАО «Росагроснаб» и ряда подразделений министерства о создании в стране системы оптовых рынков продукции производственно-технического назначения для АПК. Как отмечено в решении Коллегии, эти рынки формируются на федеральном, региональном ж районном уровнях с целью защиты интересов. сельских товаропроизводителей и других потребителей АПК, и налаживания взаимодействия всех участников рынка средств производства, поставляемых АПК. Важной задачей создания рынков является усиление государственного регулировайия процесса товародвижения от поставщиков к потребителям.
|
|
Благодаря усилиям ОАО «Росагроснаб» уже сделаны первые важные шаги в деле организации оптовых рынков средств производства для АПК. Они включают меры по налаживанию взаимодействия с Минсельхозом России, подготовке кадров, созданию конкретных объектов инфраструктуры оптовых рынков, организации взаимодействия с системой региональных продовольственных рынков и др.
Важным звеном интегрированного оптового рынка является сеть информационно-коммерческих центров (ИКЦ), которые в рамках федерального оптового рынка должны решать следующие задачи:
• формирование банков данных по товарам, ценам, поставщикам и потребителям;
• организацию контактов поставщиков с покупателями;
• контроль за выполнением договоров.
Федеральный ИКЦ организует работу аналогичных региональных центров. Это позволяет всем участникам оптовых рынков иметь оперативный доступ к массивам баз данных по материально-техническим ресурсам и сельхозпродукции в России, по конъюнктуре рынка товаров и тенденциям его развития на регионльном и общероссийском уровне.
Заслуживает внимания и распространения инициатива администраций регионов по созданию регулируемого интегрированного рынка продовольствия и ресурсов для села, нацеленная на защиту интересов сельских товаропроизводителей и подъем экономики села. Как показывает опыт, интегрированный оптовый рынок продовольствия и ресурсов для села действует по следующей схеме: «материально-технические ресурсы со склада агроснаба — сельхозтоваропроизводитель — возврат кредита ресурсами, сельхозпродукцией на перерабатывающие предприятия или склады агроснаба — продовольственные ресурсы в розничную сеть агроснаба или оптовая продажа сел ьхозсырья».
|
|
Это отлаженный замкнутый цикл движения продукции от обеспечения сельхозтоваропроизводства техникой и ресурсами до реализации продовольствия непосредственно потребителям в розничной сети. В нем активную роль играет инфраструктура агроснаба в виде складов и баз, транспортных средств, холодильного хозяйства, перерабатывающих подразделений (мельниц, забойных цехов и др.), розничных магазинов.
Вся эта инфраструктура способствует упорядочению рыночных процессов, их регулированию, экономии издержек на перевозку, хранение и реализацию продукции, что немаловажно для условий стихийного рынка продовольствия и ресурсов. Существенную экономию дает и возможность избежать крупных капиталовложений на создание инфраструктуры продовольственного рынка, поскольку используется складское и транспортное хозяйство агроснабов.
Это способствует и сокращению аппарата продовольственной корпорации, поскольку многие ее функции дублируют функции снабжения села и их выполняют работники агроснабов.
Все эти преимущества, безусловно, дают существенный экономический эффект по сравнению с общепринятой в России схемой создания региональных продовольственных корпораций, требующих крупных затрат на создание инфраструктуры и привлечение штатов специалистов. Использование опыта интеграции рынков в регионах позволяет избежать ненужных дополнительных затрат на создание рынков продовольствия, а следовательно, удешевить для потребителей реализуемую ими продукцию.
Взаимоотношения между Продовольственной корпорацией и предприятиями АПК области оформляются договорными обязательствами, в которых регламентируются права и обязанности сторон, порядок поставки, цены и порядок расчетов, ответственность сторон. Получение материально-технических ресурсов сопровождается представлением хозяйствами залоговых обязательств в виде перечней сельскохозяйственной продукции, техники, производственных зданий и сооружений, которые могут быть изъяты в счет долга при невыполнении договоров на поставку сельхозпродукции.
Однако следует отметить, что широкого внедрения оптовые рынки так и не получили из-за того, что программа их создания, утвержденная Минсельхозом РФ в 1996 г., не получила должной государственной поддержки.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте состав рыночной системы ресурсного обеспечения сельского хозяйства.
2. Перечислите основные методы государственного регулирования процесса обращения материально-технических ресурсов.
3. Структура ОАО «Росагроснаб» и его взаимодействие с товаропроизводителями.