Зарубежный опыт развития лизинга

Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует об эффективности поставок техники и обору­дования по лизингу в условиях ограниченного спроса потреби­телей в связи с их недостаточной платежеспособностью. Такие поставки применяются во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство и АПК в целом.

За последние годы лизинг техники, оборудования и другого имущества развивался во всем мире быстрыми темпами.

В 1998 г. объемы лизинга, например, в США, увеличились против 1980 г. в 6,75 раза.

Исходя из фактического уровня лизинга техники для сельс­кого хозяйства в наиболее развитых странах мира, объемы лизинговых поставок в 1998 г. для: аграрного сектора достигли 17-18 млрд. долл.

В США в 1998 г. объемы лизинга по всем отраслям соста­вили 184,6 млрд. долл., или 31 % всех коммерческих инвести­ций, Германии — 18, Англии — 28, Франции — 18 %, Испании — 17 % и Италии - 15 %.

По регионам мира объемы лизинга распределяются сле­дующим образом: Северная Америка — 45 %, Европа — 31 %, Азия - 17 %.

В европейских странах сами изготовители оборудования крайне редко выступают в роли лизингодателей, так как это особая сфера деятельности, требующая специальных навыков, опыта, владения сложным комплексом юридических, финан­совых, бухгалтерских и других вопросов. Обычно в роли ли­зингодателя выступает специализированная лизинговая фир­ма-посредник, которой фирма-изготовитель поручает ведение всех лизинговых операций со своим оборудованием.

До настоящего времени в мировой практике не установлена единая трактовка самого понятия лизинга, причем это связано не только с использованием различных терминов для опреде­ления лизинговых операций (кредит-аренда во Франции, фи­нансовая аренда — в Бельгии и т. д.), но и с правовыми и эко­номическими особенностями разных стран. В большинстве стран, в том числе США, отсутствует специальное законода­тельство, регулирующее лизинговые сделки, а отношения, вы­текающие из договора лизинга, регулируются общими положе­ниями гражданского и торгового права, определяющими отно­шения сторон при передаче имущества во временное пользова­ние, налоговым законодательством, в котором регламентиро­ваны амортизационные и налоговые льготы, и порядок бухгал­терского учета. Главную роль в этих странах играет лизинговая и судебная практика.

По-разному решается во многих странах и вопрос о субъек­тах лизинговых отношений. Так, во Франции лизинговые сдел­ки могут осуществлять банки и связанные с ними специализи­рованные финансовые организации. В Бельгии заниматься ли­зингом могут только организации, получившие специальное разрешение Министерства экономики. В Италии лизингода­тель должен иметь определенный размер капитала. В США получили распространение четыре вида лизинговых компаний: банки или их отделения, специализированные отделения по лизингу фирм-производителей техники; независимые лизинго­вые фирмы; другие организации (страховые, брокерские, инве­стиционные и др.).

Широкое распространение получил кредитный лизинг, при котором 80 % стоимости оборудования оплачивает кредитор (банк), а 20 % трастовая компания, в которую наряду с лизин­годателями могут входить различные юридические лица («тра-стеры») на правах акционеров.

Совокупный капитал (80 % + 20 %) является основой фи­нансирования лизинговой сделки (оплаты оборудования постав­щику и передачи его лизингополучателю).

Участники траста получают свои доходы от лизинговых пла­тежей, а кредитор — возврат своей ссуды с процентами, причем в первоочередном порядке осуществляется обслуживание ссуд­ной задолженности банку как основному инвестору.

Всю ответственность за состояние переданного в лизинг оборудования, его сохранность и обслуживание в течение всего срока договора несет лизингополучатель.

В США государство стимулирует лизингодателей к расши­рению их операций путем льготного налогообложения, кото­рое рассматривается в законодательстве как компенсация за риск, связанный с передачей оборудования во владение лизин­гополучателю.

В США действуют следующие налоги:

Федеральный 34 % от прибыли
Налог штата 6%
Прочие налоги 1%
Всего 41 % от прибыли

Следовательно, при получении годовой прибыли от лизин­говой операции, например, в 2600 долл. лизингодатель должен заплатить налог в размере 1066 долл. (41 % от прибыли).

По федеральному законодательству США, осуществляется следующее снижение налога на прибыль в процентах к стоимо­сти сданного в лизинг оборудования:

Налоговые льготы лизингодателям в США

  В % к стоимости объекта В долларах при стоимо­сти объекта 4500 долл.
1-ый год    
2-ой год    
3-ий год    
4-ый год    
5-ый год    
6-ой год    

Это означает, что при подлежащей к оплате сумме налога 1066 долл. налоговая льгота в 1-ый год лизингового договора составит 1080 долл., то есть фактически освободит от налого­обложения всю прибыль лизингодателя. Хотя в последующие годы действуют понижающие размеры льготы, они все равно существенны и создают высокую заинтересованность лизинго­дателя в расширении объемов лизинга. Следует отметить, что размеры льготы зависят от стоимости оборудования, что сти­мулирует именно рост объемов лизинга.

В Англии контракт считается лизинговым при соблюдении следующих условий: заключен на срок, составляющий не ме­нее 75 % от срока эксплуатации имущества, в нем предусмот­рена полная (или существенная) выплата стоимости имущества в течение срока действия контракта; в нем предусмотрена воз­можность возобновления лизинга на льготных условиях (по сравнению с кредитом в банке).

В Австрии основной срок лизингового контракта составля­ет 40-80 % от экономического срока службы имущества, а сто­имость опциона на покупку должна соотноситься со стоимос­тью имущества на момент реализации опциона.

В Великобритании лизинг быстро развился только после 1970 г., то есть после введения налоговых льгот. Компании могли вычитать 100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были суще­ственны только для компаний с большой доходностью, но кос­венно они были доступны и арендаторам. Компания могла вос­пользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому, если она производила инвестиции в начале года, ей приходилось ждать некоторое время до получения выгод от этих льгот.

Но если компания продает оборудование лизинго­вой компании и затем берет его в аренду, то косвенные выгоды могут быть получены быстрее. По этой причине лизинговые компании открывают филиалы в различные периоды финансо­вого года. Налоговая инвестиционная льгота не была безвоз­мездной, она возвращалась обратно через налоги на арендные платежи, но, тем не менее, она предоставляла беспроцентную суду, равную 52 % стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

Причиной широкого распространения лизинга во многих странах мира является ряд его преимуществ перед обычной ссу­дой. Лизинг предполагает не более 8 - 10-процентное кредито­вание и не требует немедленного начала платежей. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имущества арен­датору, либо позже.

При невыполнении арендатором своих обязательств лизин­говая компания сразу же забирает свое имущество.

Лизинг за рубежом в настоящее время рассматривается как новая дополнительная система перспективного финансирования, которой охвачены арендные отношения, элементы кре­дитного финансирования под залог, расчеты по долговым обя­зательствам.

Преимущества лизинга состоят в том, что лизинговые взно­сы рассматриваются как производственные издержки. В этом случае они уменьшают прибыль, что при высокой предельной налоговой ставке может дать существенные преимущества.

Лизинг также дает фермерам возможность получать значи­тельные налоговые льготы, конкретный размер которых зави­сит от условий лизингового контракта, а также налогового за­конодательства страны. Указанные льготы возникают в связи с тем, что владельцем техники выступает не фермер, а лизинго­датель. Срок действия лизинга обычно составляет 40-90 % рас­четного срока эксплуатации объекта. Размер остаточной сто­имости оговаривается в контракте. В случае, если ее фактичес­кое значение окажется ниже предусмотренного, фермер обязан возместить лизингодателю разницу. Прибыль лизингодателей образуется за счет периодических выплат клиента, а также реа­лизации машины после окончания лизинга.

Оперативный лизинг машин, например, в Нидерландах под­разделяют на два вида: лизинг без сервиса и лизинг с подклю­чением сервисных компонентов. Последний вид особенно рас­пространен для автотранспортной техники (но применятся и в сельском хозяйстве) и называется оперативным лизингом с полным техобслуживанием. В этом случае средство производ­ства (автомобиль или трактор) предоставляется лизинговой ком­панией в распоряжение пользователя, но при этом как эконо­мически, так и юридически права собственности остаются за компанией. Соответственно, компания полностью несет эко­номический риск. Техобслуживание оплачивается лизингода­телем на основе расчетов пользователя.

При грамотной эксплуатации, качественном ремонте и тех­ническом обслуживании машина после полного погашения срочными выплатами ее первоначальной стоимости еще пред­ставляет определенную ценность и может перейти в юридичес­кую собственность фермера за символическую плату, что дела­ет для последнего условия лизинга достаточно привлекатель­ными. Кроме того, для объектов финансового лизинга не тре­буются полные финансовые гарантии, которые могут быть ис­пользованы для получения банковского кредита на другие цели.

Платежи за лизинг оборудования взимаются в соответствии с условиями договора: как правило, раз в месяц, но могут взимать­ся раз в квартал или в другие сроки — в зависимости от характера оборудования и получаемых от его эксплуатации доходов.

В случае нарушения условий договора лизинга со стороны лизингополучателя предусмотрен!! следующие действия лизин­годателя:

- перенос (корректировка) сроков очередных платежей по согласованию с лизингополучателем;

- досрочное истребование платежей, предусмотренных до­говором;

- досрочное расторжение договора лизинга и возврат обо­рудования лизингодателю.

По окончании срока договора лизинга возможны следую­щие варианты:

- возврат оборудования лизингодателю;

- сохранение оборудования у лизингополучателя по оста­точной стоимости.

Во втором случае, например, I Австрии договор не призна­ется договором лизинга, если предмет лизинга остается в соб­ственности лизингополучателя. Как правило, в этих случаях заключается дополнительный договор купли-продажи обору­дования по остаточной стоимости (цене), согласно которому оно переходит из владения в собственность арендатора.

В ряде стран правительства дают субсидии на лизинговую деятельность. В этих случаях сумма субсидий вычитается в ба­лансах из стоимости лизингуемого имущества. Другим видом налоговых льгот служит отсрочка платежей по налогам.

Следует отметить, что большинство европейских стран ус­тановили налоговые льготы на лизинговую деятельность. Так, в Великобритании в период развития лизинговых операций в 70-е годы был отменен корпоративный налог для лизингодате­лей по операциям финансового лизинга. Позднее была введена скидка в 75 и 50 % от ставки этого налога, а в настоящее время она составляет 25 %.

В Австрии лизингополучатели освобождены от таможенных платежей на оборудование, завозимое по лизингу из других стран.

Как свидетельствует зарубежный опыт, для лизинговых ком­паний преобладает значение заемных средств. За их счет фор­мируется до 75 % всех ресурсов компаний. Банки предоставля­ют как гарантированные кредиты, которые выдаются отдельно по каждой операции после изучения платежеспособности кли­ента и по срокам обычно совпадают со сроками лизингового договора, так и негарантированные кредиты, то есть обычные банковские кредиты компаний, как любому заемщику.

Эффективность деятельности такой компании в этом слу­чае обусловлена доступом к банковским кредитам, возмож­ностью колебания ссудного процента и другими обстоятельствами, определяемыми общими установками банковской по­литики.

Более того, основной формой их привлечения являются крат­косрочные кредиты коммерческих банков, тогда как активные операции лизинговой компании чаще всего среднесрочные и долгосрочные. Это противоречие вынуждает лизинговую компа­нию при заключении лизингового соглашения просчитывать все его параметры с целью, во-первых, согласования суммы лизин­говых платежей с произведенными расходами по привлечению средств и, во-вторых, обеспечения требуемого уровня ликвид­ности и способности выполнять свои платежные обязательства.

Выдавая кредиты лизинговой компании, банки тем самым получают возможность воздействовать на масштабы, направле­ния и конкретные виды лизинга.

В последние годы в Нидерландах получил развитие лизинг техники и оборудования.

Лизингодатели обычно ищут объек­ты, которые удовлетворяют следующим принципам:

1. Объект лизинга должен стать собственностью лизингода­теля или лизингополучателя и никто не вправе вмешиваться во взаимоотношения сторон с фискальными целями.

2. Объект не должен подвергаться переоценке в течение срока лизинга.

3. Подбор высококвалифицированных кадров лизинговых компаний, хорошо владеющих особенностями сложных лизин­говых операций и уверенных в том, что они принесут компа­нии прибыль.

4. Кадры должны хорошо знать кредитоспособность клиен­тов, способны ли они вернуть деньги, правильно оценить оста­точную стоимость объекта.

Из 52 млрд. гульденов общих инвестиций в Нидерландах 11-12 млрд. гульденов (или до 20 %) идут по лизингу.

Эффект лизинга для лизингополучателя заключается в том, что при обычном кредите банк требует в залог все имущество фермеров и дает им лишь 50 % стоимости машины, тогда как при лизинге объектом залога является сама сельхозмашина (обо­рудование) и кредитуется вся ее стоимость. Кроме того, по ис­течении срока лизинга у клиента сохраняется остаточная сто­имость машины.

Существуют два основных способа гарантий возврата сто­имости объекта:

- хорошее знание бухгалтерского отчета хозяйства;

- четкая оценка остаточной стоимости объекта на каждую дату. Лизинговые компании предлагают фермерам пакет сервис­ных услуг при эксплуатации машины на весь срок лизинга.

Каждая лизинговая компания облзана иметь лицензию на право деятельности — без нее все операции считаются незаконными.

Срок лизинга обычно 4-5 лет, но по крупным дорогостоя­щим машинам доходит до 8 лет.

В последние годы последовательно возрастает роль лизин­говых компаний в общем объеме лизинга, поскольку банки-инвесторы, проверив их деятельность, стали больше им дове­рять. Соответственно снижается доля лизинга через дилерские предприятия (она упала до 20-25 %).

По контракту клиент обязан застраховать машину до ее получения от лизингодателя. Размер страхования — примерно 1,5 % в год. Кроме того, взимается плата и за обслуживание машины дилером.

В контракте определяется и остаточная стоимость машины на случай ее возврата клиентом при неплатежах (по истечение 2-3 месяцев после срока платежа).

Второй формой организации лизинга является операция с привлечением непосредственно дилера, который заключает контракт с клиентом на лизинговую операцию, а затем кон­тракт с лизинговой компанией, от которой получает денежные средства на оплату машины поставщику. В этом случае дилер заботится обо всех платежах клиента (аренда, страховка, сер­вис) и оплачивает полученные средства лизинговой компании.

В общих объемах лизинговых операций доля финансового лизинга превышает 50 %.

Фермеры, как правило, осуществляют все платежи после уборки урожая (например, при лизинге комбайнов или другой уборочной техники). Это учитывает сезонный характер сельс­кохозяйственного производства и удобно для фермеров.

Несмотря на большой объем и количество контрактов, воз­врат средств почти полный (невозврат не превышает 1-2 %). Это результат хорошей информационной базы фирмы, четкого контроля за выполнением контрактов и оперативных мер в слу­чае возникновения неплатежей со стороны клиентов.

Высокое качество поставляемой техники и оборудования позволяют широко использовать повторный их лизинг после истечения сроков первого контракта, что расширяет возмож­ности развития лизинга в стране.

Лизинговые операции в Италии осуществляются при по­ставках техники как внутри страны, так и при его экспорте за рубеж и являются важной формой финансовой поддержки по­требителей.

Когда покупатель хочет приобрести технику, но не имеет для этого необходимых финансовых средств, он обращается в лизинговую компанию (ЛК) для их получения в целях оплаты ма­шины поставщику. Компания может дать консультации, из ка­кой страны (ФРГ, Италии, Франции) выгоднее купить данный вид машин и оборудования. После переговоров покупателя с фирмой-поставщиком и решения всех технических и технологи­ческих вопросов покупатель обращается в ЛК, которая заключа­ет с ним контракт на лизинговую рассрочку. ЛК оплачивает про­дукцию фирме-поставщику, становится собственником техники и сдает ее покупателю в аренду, как правило, на три года (с правом досрочной оплаты по желанию покупателей).

Контрактом предусматриваются сроки и размеры арендной оплаты за технику лизингополучателем — они могут быть раз в три, шесть, девять месяцев (иногда и раз в месяц). Лизингопо­лучатель может внести авансовый платеж в размере 10-20 % стоимости оборудования, а остальную часть выплачивает рав­ными долями в указанные выше сроки.

Размеры процентных ставок ЛК зависят от вида конверти­руемой валюты, на которую приобретено оборудование, — они составляют от 12 до 15 % годовых. Эти ставки взимаются от оставшейся после платежей покупателя стоимости оборудова­ния, полученного по лизингу.

Для учета инфляционных процессов в течение трех лет ли­зинговой операции к основной ставке ежегодно прибавляется либо дополнительная ставка, отражающая индекс инфляции, либо скользящий процент в соответствии с изменением курса доллара, как наиболее распространенной в мире валюты.

Покупатель может получить наряду с машинами и оборудо­ванием (сверх их стоимости) основные запасные части к ним, причем они также оплачиваются ЛК по контракту, что дает по­купателю дополнительные преимущества, перечисленные выше.

В случае нарушения покупателем сроков лизинговых плате­жей, компания взимает дополнительные штрафные платежи (пени). Если же покупатель по истечении трех лет не оплатит полную стоимость оборудования и процентных ставок, ЛК впра­ве (как собственник) забрать оборудование у неплательщика.

В лизинговом контракте содержится также обязательство покупателя застраховать за свой счет всю стоимость оборудова­ния (в противном случае контракт не заключается).

Порядок лизинговых операций с техникой и оборудовани­ем внутри Италии отличается от международного лизинга. Все операции проводятся только в национальной валюте (лирах), что облегчает их для потребителей. На каждый платеж начис­ляется налог на добавленную стоимость. Однако, если срок лизинга не превышает половины установленного в Италии срок амортизации машин и оборудования (7-8 лет), то фермерские хозяйства в этот период не платят на них налогов (взимание налогов начинается во второй половине срока амортизации). Это означает предоставление льгот по налогообложению.

С другой стороны, государство в Италии оказывает ферме­рам большую финансовую помощь в целях поддержания наци­онального сельского хозяйства. За последние годы субсидии составляли до 40-45 % всех затрат на производство сельхоз­продукции, причем эта поддержка используется целенаправ­ленно на приобретение фермерами новых машин и оборудова­ния. На практике это означает, что платежи фермеров по ли­зингу ниже фактической стоимости машин и оборудования на сумму государственной дотации.

В Германии при возникновении потребности у покупателя в лизинговой поставке техники машиностроительная фирма «Ландтехника» информирует кредитующий банк, который в течение двух недель проверяет реальное финансовое положе­ние потенциального покупателя (нет ли угрозы разорения), после чего заключается кредитное соглашение между получателем машины и кредитующим банком о кредитовании фирмы-изго­товителя на 80 % стоимости машины. Аванс в размере, как правило, 20 % цены машины получатель выплачивает обслу­живающему дилеру, который направляет его фирме-изготови­телю. Однако перед заключением кредитного соглашения по­лучатель обязан застраховать получаемую машину (иначе со­глашение банк не заключит). Машина является для банка га­рантией в возврате сумм, предоставляемых в кредит.

Банк взимает за лизинговую операцию 10% годовых, но очень важно то, что фирма в интересах стимулирования поставок оп­лачивает банку 5,4 % за кредит, а на долю получателя остается только 4,6 % годовых. Это очень важный принцип, свидетель­ствующий о стремлении фирмы оказать получателю дополни­тельную финансовую поддержку в виде удержания с изготовите­ля части суммы 80 % цены машины, оплачиваемой ему банком.

Дилер, через которого машина поступает получателю, так­же удерживает с изготовителя до 3-4 % от цены машины из аванса получателя в 20 % (за участие в операции и техобслужи­вание в гарантийный срок). Важно, что фирма-изготовитель не взимает с получателя никаких дополнительных платежей за лизинговую операцию с машиной (наоборот, как указывалось выше, берет на себя боль­ше половины платежа по процентам банка).

Срок лизинга, как правило, три года (36 месяцев), в тече­ние которых получатель машины (хозяйство) осуществляет платежи банку либо помесячно, либо через два и три месяца (со­гласно условиям кредитного соглашения). По окончании срока лизинга, если хозяйство не хочет оп­латить остаточную стоимость машины банку, она поступает дилеру, который продает ее и оплачивает недовозмещенную сумму банк)'.

При лизинговой операции хозяйство начисляет в течение трех лет амортизацию машины и относит ее на себестоимость своей продукции. Это служит источником лизинговых плате­жей банку. Дилер, через которого машина поступает в хозяйство, обя­зан все три года осуществлять ее технический сервис — в гаран­тийный срок (1 год) за счет фирмы-изготовителя, а затем на общих основаниях (как и при обычной продаже машины).

Для Ирландии характерен высокий удельный вес лизинга техники. Он составляет 45 % всех инвестиций, тогда как в Германии и Франции он не достигает и 20 %, в Англии — менее 30 %, Италии — 15 %, а в России — менее 2,5 % всех инвестиций. Значительно отстают от Ирландии по развитию лизинга и все остальные страны Европы.

По доле сельского хозяйства в общих объемах лизинга со­ответствующих стран Ирландия занимает второе место в Евро­пе после Швеции. В последней лизинг в сельском хозяйстве составляет 10 % общего объема лизинга в стране, в Ирландии — 8 %, в Англии - 3,6 %, Франции - 3,2 %, Испании - 3,1 %.

Большой интерес представляет опыт организации и финан­сирования лизинга сельскохозяйственной техники в крупней­шей ирландской финансовой корпорации «ДЕ Капитал Уудче-стер», финансирующей большие объемы лизинговых операций. Корпорация является ирландским филиалом крупной европей­ской финансово-промышленной корпорации «Дженерал Элек­трик» (отсюда две первые буквы ее названия). Она первона­чально была образована еще в 70-х годах, а окончательно сфор­мировалась в 1998 году. Ее мощные финансовые активы позво­ляют финансировать предприятия многих отраслей — в про­мышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, торговле и др.

Общий оборот корпорации составляет 1 млрд. фунтов (1,2 млрд. долларов) в год, штат — 600 человек. Она имеет в Ирлан­дии 11 филиалов.

Основной оборот приходится на финансирование приобре­тения автомобилей, однако, и финансирование аграрного сек­тора составляет 80 млн. фунтов (92 млн. долларов) в год, из них от 60 до 70 % приходится на лизинг сельскохозяйственной техники. Это означает, что ежегодно фермеры такой небольшой страны, как Ирландия, получают только через одну финансо­вую корпорацию в лизинг техники на 50-60 млн. фунтов (58-70 млн. долларов).

Срок лизинга колеблется от 2 до 7 лет, в зависимости от стоимости машины — более дорогостоящие виды техники име­ют, как правило, и более длительный срок лизинга. В течение срока лизингового договора цена, машины не индексируется независимо от изменения реальной продажной цены в течение этого срока.

С фермером в договоре согласовываются сроки лизинговых платежей — они существенно дифференцированы и могут быть помесячными, квартальными, полугодовыми и годовыми. Сро­ки зависят от поступления доходов фермеров в зависимости от характера производимой продукции.

За оформление лизингового договора Соглашения с ферме­ра взимается плата в размере 50 фунтов (1600 рублей).

«Наниматель» обязан выплачивать «Владельцу» пеню в раз­мере 2 % в месяц на все суммы, причитающиеся выплате «Владельцу» по данному Соглашению, но не выплаченные, пеня исчисляется от даты непогашения платежа до факти­ческой выплаты.

«Наниматель» должен полностью застраховать «товар» в стра­ховой фирме, имеющей хорошую репутацию, от потерь и по­вреждений.

«Наниматель» не имеет права продавать, переуступать и иным способом терять контроль над «товаром» или его частью; а также переуступать выгоду данного Соглашения и не пытать­ся производить подобные действия.

«Наниматель» должен на весь срок действия Соглашения хранить «товар» таким образом и в таком месте, чтобы избе­жать кражи или повреждения «товара». «Наниматель» несет ответственность за полную сумму убытков или ущерба, поне­сенных по его вине.

В том случае, если «Наниматель» не заплатил арендную плату или другие причитающиеся по данному Соглашению суммы в течение 7 дней с обусловленного срока платежа, или не выпол­няет условия Соглашения, совершает действия, которые, по мнению «Владельца», могут повлиять на права «Владельца» по отношению к «товару» или его части, то в каждом подобном случае «Владелец» может письменно уведомить «Нанимателя» о прекращении срока аренды.

В этом случае аренда по данному Соглашению автомати­чески прекращается и никакие выплаты, полученные «Владельцем», не повлияют на это положение.

В этом случае «Нанима­тель» обязан выплатить «Владельцу» следующую сумму:

- все неуплаченные, причитающиеся к выплате суммы по аренде в соответствии с Соглашением;

- стоимость ремонта, необходимого на момент прекраще­ния аренды, для сдачи «товара» в хорошем рабочем состоянии;

- совокупность всех сумм, подлежащих выплате по аренде с момента прекращения аренды за вычетом доходов от продажи «товара», если они получены «Владельцем» в течение трех ме­сяцев с момента прекращения аренды. Если «товар» за этот период не продан, то выплачивается сумма, начисленная оцен­щиком, назначенным «Владельцем», после ремонта «товара».

Если «Наниматель» не вносит плату, включая арендную, или не выполняет условия Соглашения, «Владелец» имеет право (но не обязан) от имени «Нанимателя» произвести эти оплаты. В этом случае «Наниматель» обязан возместить эти расходы с процентом в размере 2 % в месяц; оплата производится «Нани­мателем» по требованию «Владельца».

В этом случае по прекращении действия данного Соглашения «Наниматель» фактически больше не является владельцем «товара» и обязан безотлагательно вернуть его «Владельцу» в хорошем рабо­чем состоянии за свой счет по указанному «Владельцем» адресу.

«Владелец» в то же время после прекращения или истече­ния срока Соглашения может изъять «товар» и с этой целью посетить любую подконтрольную «Нанимателю» территорию; «Наниматель» несет ответственность за все расходы, понесен­ные «Владельцем» при изъятии товара.

Лизинговые платежи осуществляются автоматически путем пе­речисления со счета фермера в банк. При нарушении фермером сроков платежей, он выплачивает пеню в размере 2 % от стоимости объекта лизинга в месяц. В случае же разрыва фермером лизинго­вого контракта, машина у него забирается, и с фермера взимаются лизинговые платежи до конца срока договора лизинга.

Уровень возврата лизинговых платежей составляет 97,5 %, поставлена задача довести его до 98,5 %.

За услуги по оформлению лизингового контракта и контро­лю за его выполнением дилер получает от корпорации комис­сионное вознаграждение в размере 1 % от стоимости машины, проданной в лизинг.

По окончании срока лизинга фермер, как правило, стано­вится собственником машины. Однако часть машин (до 5-10 %) поступает в повторный лизинг.

Представляет большой интерес то, что государство в Ир­ландии стимулирует экономическими мерами развитие лизинга сельскохозяйственной техники путем предоставления финан­совым корпорациям налоговых льгот в размере 20 % от стоимо­сти машин, передаваемых в лизинг. Это способствует привле­чению денежных средств корпораций для финансирования ли­зинговых операций.

Таким образом, в странах Запада накоплен большой и мно­гообразный опыт финансовой поддержки фермеров при при­обретении ими дорогостоящей техники, который заслуживает использования при организации лизинговых поставок машин в России и на основе которого могут быть разработаны конкрет­ные рекомендации для отечественных лизингодателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: