Впервые на лизинговые операции было предусмотрено 850 млрд. неденоминированных рублей в 1994 году. Фактически было выделено 1 трлн. 53 илрд. руб. или 123,9 процента (рис. 6.15). Это была очень своевременная поддержка государства. Начиная с 1992 года, сельские труженики столкнулись с полным безразличием к нуждам села. Отсутствие помощи со стороны государства вызвало стремительное сокращение и старение машинно-тракторного парка. Крестьяне впервые оказались брошенными на произвол судьбы.
В этой связи организация лизинга техники со стороны государства получила большое одобрение и сыграла положительную роль как в экономическом, так и в политическом значениях. Труженики АПК получили луч надежды и, главное, ощутили опору, пусть и незначительную, со стороны государства. Уже в первый год по лизингу сельхозтоваропроизводители получили более 7 тыс. тракторов, 2,5 тыс. грузовых автомобилей, более 11 тыс. зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. В суммарном объеме поставок техники лизинг составил 30 % по тракторам и кормоуборочным комбайнам и около 90 % — по зерноуборочным комбайнам.
|
|
Однако хорошее начало в организации лизинга заметно «подрывали» инфляционные процессы и нарастающий диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Уже в 1995 г. это стало очевидным. На лизинг техники было выделено 1065 млрд. рублей, то есть практически такая же сумма, что и в 1994 году. Однако, из-за галопирующей инфляции покупательная способность выделенных финансовых средств составила 42 % по отношению к сумме, полученной в 1994 году.
Рис. 6.15. Объемы госбюджетного финансирования на лизинговые операции в 1994-2000 гг. через систему
Росагроснаба, в том числе с учетом инфляции
В 1996 г. объемы средств, выделенные на лизинговые операции в 1,8 раза превысили объемы 1994 года, но покупательная способность этих средств составила лишь 48 %.
Еще хуже сложилась ситуация в последующие годы. В 1997 и 1998 гг. и без того более низкие против 1994 г. объемы финансирования привели к тому, что 707,4 млрд. рублей в 1997 г. составили лишь 16 % покупательной способности средств, выделенных в 1994 году, 970,1 млн. уже деноминированных рублей в 1998 г. — только 21 %, а выделенная более чем в два раза сумма средств в 1999 г. против 1994 г. обеспечила закупку только 35 % объемов закупок 1994 года.
Кроме того, Минфин России не обеспечил своевременное и полное перечисление финансовых средств в федеральный лизинговый фонд в соответствии «федеральным Законом «О бюджете». В 1997 г. было выделено 712,6 млн. рублей или 35,4 %, в 1998 г. — 971,0 млн. рублей лли 57 %. Финансирование осуществлялось неравномерно, в основном в конце или начале следующего года. Так, большая часть средств, предусмотренных на 1998 год, получена в январе 1999 г. в виде поставок техники из Беларус в счет долгов за природный газ.
|
|
В то же время в 1999—2001 гг. государством была оказана существенная помощь сельхозтоваропроизводителям в поставках техники из Беларуси в счет долгов за природный газ на сумму 3,3 млрд. рублей, которая была направлена на пополнение лизингового фонда. Село получило за счет этих средств более 13 тыс. единиц техники на условиях лизинга.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 467 «О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования» Ро-сагроснабом получен кредит Сбербанка России в сумме 550 млн. рублей для закупки техники для сельхозтоваропроизводителей Саратовской области.
Росагроснаб постоянно выступал с предложениями об увеличении объемов финансовых средств на лизинговые операции, исходя из главных предпосылок: обеспечение АПК техникой в соответствии с нормативами и с учетом инфляции финансовых средств.
В первые 3—4 года в лизинговом фонде должно было находиться не менее 20 млрд. рублей, а в настоящее время — не менее 40 млрд. рублей. Это тот минимум, с помощью которого была бы реальная возможность остановить уменьшение и старение парка машин и оборудования. В настоящее время имеется лишь четвертая часть необходимых финансовых средств.
Важное значение имеет эффективность использования лизинговых средств, особенно возврат долгов за ранее поставленную в лизинг технику. Своевременный возврат этих средств позволял осуществлять дополнительные поставки машин и оборудования. К сожалению, направление возвратных средств в доходную часть бюджета резко снижает эффективность этой поддержки (рис. 6.16).
В соответствии с Законом «О лизинге» Росагроснаб получил возможность осуществлять возврат лизинговых платежей путем товарообменных операций и взаимозачетов. Учитывая низкую платежеспособность лизингополучателей, эти формы расчетов оказались преобладающими, в отдельных регионах они достигают 80—90 %. Это не свойственная агроснабам и Генеральной дирекции работа, но ею пришлось заниматься вынужденно. Путь к «живым» деньгам через эти операции многоступенчатый, требует сложного учета и многократных действий по зачету, реализации и закупке продукции.
В этой связи в центре и в регионах были созданы производственные и организационные структуры по выполнению товарообменных операций, взаимозачетам и переработке продукции.