Анализ финансовой деятельности по лизингу и сезонные запасы

Впервые на лизинговые операции было предусмотрено 850 млрд. неденоминированных рублей в 1994 году. Факти­чески было выделено 1 трлн. 53 илрд. руб. или 123,9 про­цента (рис. 6.15). Это была очень своевременная поддержка государства. Начиная с 1992 года, сельские труженики стол­кнулись с полным безразличием к нуждам села. Отсутствие помощи со стороны государства вызвало стремительное со­кращение и старение машинно-тракторного парка. Кресть­яне впервые оказались брошенными на произвол судьбы.

В этой связи организация лизинга техники со стороны го­сударства получила большое одобрение и сыграла положитель­ную роль как в экономическом, так и в политическом значени­ях. Труженики АПК получили луч надежды и, главное, ощути­ли опору, пусть и незначительную, со стороны государства. Уже в первый год по лизингу сельхозтоваропроизводители получи­ли более 7 тыс. тракторов, 2,5 тыс. грузовых автомобилей, бо­лее 11 тыс. зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. В суммарном объеме поставок техники лизинг составил 30 % по тракторам и кормоуборочным комбайнам и около 90 % — по зерноуборочным комбайнам.

Однако хорошее начало в организации лизинга заметно «под­рывали» инфляционные процессы и нарастающий диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Уже в 1995 г. это стало очевидным. На лизинг техники было выделено 1065 млрд. рублей, то есть практически такая же сум­ма, что и в 1994 году. Однако, из-за галопирующей инфляции покупательная способность выделенных финансовых средств со­ставила 42 % по отношению к сумме, полученной в 1994 году.

Рис. 6.15. Объемы госбюджетного финансирования на лизинговые операции в 1994-2000 гг. через систему

Росагроснаба, в том числе с учетом инфляции

В 1996 г. объемы средств, выделенные на лизинговые опера­ции в 1,8 раза превысили объемы 1994 года, но покупательная способность этих средств составила лишь 48 %.

Еще хуже сложилась ситуация в последующие годы. В 1997 и 1998 гг. и без того более низкие против 1994 г. объемы финанси­рования привели к тому, что 707,4 млрд. рублей в 1997 г. состави­ли лишь 16 % покупательной способности средств, выделен­ных в 1994 году, 970,1 млн. уже деноминированных рублей в 1998 г. — только 21 %, а выделенная более чем в два раза сумма средств в 1999 г. против 1994 г. обеспечила закупку только 35 % объемов закупок 1994 года.

Кроме того, Минфин России не обеспечил своевременное и полное перечисление финансовых средств в федеральный лизинговый фонд в соответствии «федеральным Законом «О бюджете». В 1997 г. было выделено 712,6 млн. рублей или 35,4 %, в 1998 г. — 971,0 млн. рублей лли 57 %. Финансирование осуществлялось неравномерно, в основном в конце или нача­ле следующего года. Так, большая часть средств, предусмот­ренных на 1998 год, получена в январе 1999 г. в виде поставок техники из Беларус в счет долгов за природный газ.

В то же время в 1999—2001 гг. государством была оказана существенная помощь сельхозтоваропроизводителям в постав­ках техники из Беларуси в счет долгов за природный газ на сумму 3,3 млрд. рублей, которая была направлена на пополне­ние лизингового фонда. Село получило за счет этих средств более 13 тыс. единиц техники на условиях лизинга.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 467 «О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования» Ро-сагроснабом получен кредит Сбербанка России в сумме 550 млн. рублей для закупки техники для сельхозтоваропроизводителей Саратовской области.

Росагроснаб постоянно выступал с предложениями об уве­личении объемов финансовых средств на лизинговые опера­ции, исходя из главных предпосылок: обеспечение АПК техни­кой в соответствии с нормативами и с учетом инфляции фи­нансовых средств.

В первые 3—4 года в лизинговом фонде должно было на­ходиться не менее 20 млрд. рублей, а в настоящее время — не менее 40 млрд. рублей. Это тот минимум, с помощью кото­рого была бы реальная возможность остановить уменьшение и старение парка машин и оборудования. В настоящее время имеется лишь четвертая часть необходимых финансовых средств.

Важное значение имеет эффективность использования ли­зинговых средств, особенно возврат долгов за ранее поставлен­ную в лизинг технику. Своевременный возврат этих средств позволял осуществлять дополнительные поставки машин и обо­рудования. К сожалению, направление возвратных средств в доходную часть бюджета резко снижает эффективность этой поддержки (рис. 6.16).

В соответствии с Законом «О лизинге» Росагроснаб полу­чил возможность осуществлять возврат лизинговых платежей путем товарообменных операций и взаимозачетов. Учитывая низкую платежеспособность лизингополучателей, эти формы расчетов оказались преобладающими, в отдельных регионах они достигают 80—90 %. Это не свойственная агроснабам и Гене­ральной дирекции работа, но ею пришлось заниматься вынуж­денно. Путь к «живым» деньгам через эти операции многосту­пенчатый, требует сложного учета и многократных действий по зачету, реализации и закупке продукции.

В этой связи в центре и в регионах были созданы производ­ственные и организационные структуры по выполнению това­рообменных операций, взаимозачетам и переработке продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: