Технические средства механизации сельского хозяйства.Одним из основных условий продовольственной безопасности страны является развитие агропромышленного комплекса и в первую очередь производства продуктов питания. Как и в различных видах производства в сельском хозяйстве получение продукции протекает при соединении живого труда с техническими средствами производства.
По определению ученых-экономистов, материально-техническая база сельского хозяйства характеризуется объемом и рациональностью структуры основных фондов. В свою очередь, основные фонды разделяются на производственные и непроизводственные. Первые представляют собой совокупность средств труда и сохраняют свою натуральную форму и функции в период эксплуатации, который является длительным и охватывает несколько производственных циклов. Вторые, непроизводственные фонды, — это объекты длительного пользования — административные здания, сооружения, строения соц-культбыта, учреждения и другие объекты, не участвующие в непосредственном создании материальных ценностей.
|
|
К основным производственным фондам, активной их части, в сфере сельскохозяйственного производства относятся тракторы, автомобили, комбайны, сельхозмашины, оборудование животноводческих ферм, зернотоков, цехов и участков переработки сельхозпродукции, станки и ремонтно-технологическое оборудование. Весь этот перечень определяется как технические средства производства.
Основные производственные 4онды классифицируются по двум признакам, характерным определенным группам: производственное назначение основных фондов и их примерно одинаковый срок службы. Указанные группы основных фондов могут, в свою очередь, подразделяться на подгруппы для более точной классификации.
Следует отметить, что объемы и структура технических средств производства меняются во времени и требуют систематического уточнения. Необходимость такого анализа продиктована в первую очередь требованиями сельскохозяйственного производства и экономической ситуацией в стране. Для системной оценки уровня механизации в сельском хозяйстве разработана специальная методика.
С одной стороны, научно-технический прогресс выдвигает требования совершенствовать производственные процессы, то есть внедрять высокопроизводительные, эффективные машины, которые уже разработаны в научных организациях и конструкторских бюро. С другой — воспроизводство таких технических средств и их реализация сельхозпроизводителям требуют устойчивого и обеспеченного финансирования этих процессов. Заводы-изготовители должны иметь денежные средства для производства техники, а крестьяне - чтобы купить ее. В настоящее время ни одно из этих условий в необходимых объемах не обеспечено.
|
|
К основным характеристикам технических средств при обосновании их воспроизводства относятся: износ, амортизация, срок службы, затраты на поддержание машин в работоспособном состоянии, выработка машин. На основе этих характеристик разработаны методики определения сроков службы, оценки величины физического износа и остаточной стоимости машин, определения их восстановительной стоимости в связи с моральным износом и другие материалы. Предложены решения некоторых вопросов воспроизводства машинно-тракторного парка, дается обоснование рационального его состава.
Запасные части. Всоответствии с ГОСТ 18322-78 запасная часть — это составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия. Комплект ЗИП — этот запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования. К принадлежностям могут относиться контрольные приборы, приспособления и т. д.
Запасные части, как правило, делятся на группы: тракторные, автомобильные, к сельскохозяйственные машинам, к технологическому оборудованию, к оборудованию для животноводческих ферм, к оборудованию перерабатывающих предприятий, к электродвигателя и электроустановкам и т. д.
Расчет потребности в запасных частях осуществляется по специально разработанным нормативам: для капитального и текущего ремонта, для эксплуатации и т. д. Например, для тракторов и комбайнов норматив устанавливается на 100 списочных машин.
Черные металлы. Кэтой группе продукции относятся: а) прокат черных металлов; б) метизы, то есть металлические изделия; в) сырье для черной металлургии. Прокат черных металлов включает балки, швеллеры, крупносортовую, среднесортовую и мелкосортовую рядовую и качественную сталь, толстолистовую и тонколистовую сталь, различные виды проката инструментальной, конструкционной, быстрорежущей и других специальных видов стали. Основные потребители проката черных металлов — машиностроительная и сельскохозяйственная промышленность, ремонтные предприятия, коллективные и фермерские хозяйства.
Метизы. Это металлические изделия, номенклатура которых отличается большим разнообразием. Сюда входят: болты, гайки, шайбы, проволока разных сечений и сортов, лента стальная, стальные канаты, стальная сетка, проволочные гвозди, сварочные электроды и т. п. Металлические изделия нужны по существу всем отраслям народного хозяйства страны. Однако основными потребителями метизов являются: машиностроение и сельское хозяйство, потребляющие основную массу болтов, гаек, шурупов, винтов, заклепок, стальной ленты, электродов и т. п.; строительство, использующее проволоку всех сечений, стальную сетку, гвозди; лесная промышленность, нуждающаяся в стальных тросах и канатах для лесозаготовок и лесосплава; стальной трос используется также для строительства мостов, мачт, башен и других объектов.
Трубы. Их обычно подразделяют на металлические и неметаллические. К металлическим относятся: стальные, чугунные, эмалированные, бесшовные, сварные, тонкостенные, обсадные, бурильные, нефтяные, газовые, водопроводные и т. д. Неметаллические трубы бывают железобетонные, керамические, асбоцементные, стеклянные, поливинилхлоридные и др.
Значительная часть труб используется в нефтяной и газовой промышленности, для строительства нефтепроводов и газопроводов, в химической промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве, в коммунальном строительстве — для сооружения водопроводов, канализации, газопроводов, теплофикации.
|
|
Пластмассовые трубы, обладая целым рядом ценных физико-механических свойств, заменяют многие виды металлических труб в различных отраслях промышленности и строительства.
Топливо (котельно-печное). Вэту группу средств производства входит твердое топливо (каменный уголь, антрацит, бурый уголь, сланцы, торф, дрова и газообразное топливо), то есть искусственный и природный газ. Все виды топлива планируются и распределяются между потребителями не только в натуральных единицах, но и в пересчете на условное топливо. За такую условную единицу принимается топливо, 1 кг которого при сгорании выделяет 7000 калорий тепла. Все конкретные виды топлива переводятся в условное топливо по коэффициенту теплотворности, установленному для каждого конкретного вида. Так, для донецкого угля этот коэффициент равен 0,95, для бурого подмосковного — 0,42, для нефти — 1,42 и т. д.
Основными потребителями угля являются: черная металлургия (в том числе коксовая промышленность), цветная металлургия, промышленность строительных материалов (цементная и др.), тепловые электростанции. Потребляют уголь и другие отрасли народного хозяйства, в том числе сельское хозяйство, а также частный сектор.
Нефтепродукты.Основными видами нефтепродуктов являются: авиационный и автомобильный бензины, керосин, дизельное и моторное нефтетопливо, мазут, различные минеральные масла (авиационное, дизельное, трансформаторное, автол и др.), парафин и нефтяные битумы.
Различные виды нефтяного топлива используются авиационным и автомобильным транспортом, тракторами, комбайнами, стационарными установками в сельском хозяйстве, в промышленности (в промышленных котельных, в мартеновских, прокатных и термических цехах), на морским, речном и железнодорожном транспорте, в химической промышленности, а также на нефтеперерабатывающих заводах и на электростанциях.
|
|
Электроэнергия.Наиболее крупным потребителем электроэнергии является тяжелая и легкая промышленность, на долю которой приходится около 60 % всей выработки электроэнергии в стране. Крупными потребителями электричества следует считать также железнодорожный транспорт (около 7 %), сельское хозяйство (5 %), хозяйство городов и рабочих поселков (14 %).
Среди отраслей промышленности на первом месте находится черная и цветная металлургия, далее следуют химическая, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, угольная промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов и текстильная.
Химикаты и резинотехнические изделия. Кэтой группе средств производства относятся:
а) продукция основной химии — каустическая и кальцинированная сода, азотная, серная, соляная и борная кислоты, минеральные азотные, калийные и фосфатные удобрения, ядохимикаты и пр.;
б) продукция органического синтеза — синтетические спирты; синтетическая соляная и уксусная кислоты, ацетон, фенол;
в) пластические массы и порошки, полиэтилен, фенопласты, винипласты, поливинилхлоридные смолы, синтетический каучук, вискозное, ацетатное, капроновое, нитроновое, лавсановое и прочие искусственные и синтетические волокна;
г) анилиновые красители, лаки, эмали, белила, растворители;
д) резинотехническая продукция — шины для автомобилей и сельскохозяйственных машин, лента конвейерная и транспортерная, ремни прорезиненные приводные, рукава и т. п.
Лесные материалы.Эта важная группа средств производства состоит из следующих основных видов:
а) древесина деловая. Сюда относятся: строительный лес, шпалы железнодорожные, рудничная стойка, столбы для линий связи, а также сырьевые сорта — лесофанерное сырье, спичечное сырье, сырье для бумажно-целлюлозной промышленности (так называемые балансы), дубильно-экстрактовое сырье, кряжи для клепки и тары и др.;
б) пиломатериалы, используемые в мебельной промышленности, для производства и ремонтных работ в промышленном и жилом строительстве, автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении, в тарной промышленности и т. д.;
в) готовые изделия из дерева — фанера клееная и ножевая (употребляемая для фанеровки мебели благородными сортами древесины), столярные плиты (изготовляемые из опилок и стружек), стандартные дома и отдельные детали к ним, тарная дощечка.
Основные потребители лесных материалов: бумажно-целлюлозная, тарная и мебельная промышленность, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, вагоностроение, автомобилестроение, капитальное строительство и другие отрасли.
Бумажно-целлюлозная продукция.В эту группу централизованно распределяемой продукции входят:
а) бумага газетная, писчая, типографская, папиросная, кабельная, упаковочная, конденсаторная и другие сорта, имеющие второстепенное значение;
б) картон тарный, кровельный, переплетный, электрокартон, то есть картон, используемый для производства различных электроизделий в качестве изоляционного материала;
в) изделия из бумаги, например метки, хартонная тара, обои, тетради, пергамент и др.
Строительные материалы.Они представляют собой большую номенклатуру материальных ресурсов:
а) цемент различных марок, используемый в основном для строительства и изготовления строительных железобетонных деталей, производства шифера и асбоцементных труб;
б) шифер — твердый кровельный материал, применяемый для покрытия всех видов и категорий зданий и сооружений;
в) мягкая кровля (толь, рубероид), используемая в строительстве, главным образом на селе и в небольших городах, а также для изоляции;
г) стекло оконное, зеркальное, полированное, небьющееся, потребляемое главным образом для строительства зданий, а также в вагоностроении, автомобилестроении, изготовлении радиоприемников и телевизоров, в мебельном производстве;
д) линолеум, идущий в строительстве для покрытия полов и стен, а также в вагоностроении;
е) асбест, или горный лен, используемый как противопожарный материал для изоляции при строительстве зданий в пожароопасных местах, а также для изготовления огнеупорных тканей;
ж) белила свинцовые, цинковые и литопонные, краски и олифы. Наиболее прочными и устойчивыми являются свинцовые и цинковые белила.
Оборудование, машины и кабельные изделия. Это самая большая группа средств производства. Она подразделяется на следующие подгруппы:
а) продукция тяжелого машиностроения — котлы, металлургическое прокатное оборудование, горно-шахтное оборудование, буровое оборудование, строительные и дорожные машины, подъемно-транспортное оборудование, дизели и дизель-генераторы;
б) станкостроение — металлорежущие токарные, расточные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные станки, кузнечно-прес-совое и литейное оборудование;
в) химическое, насосно-компрессорное, холодильное оборудование, нефтеаппаратура, промышленная аппаратура;
г) автомобильная промышленность — автомобили грузовые, легковые, повышенной проходимости, автосамосвалы, автобусы, авторефрижераторы, автоцистерны, автобензозаправщики, молоковозы, муковозы, прицепы, автомобильные двигатели;
д) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение — тракторы, тракторные двигатели, сельскохозяйственные машины, автопередвижные мастерские и т. д.;
е) подшипники качения;
ж) электромашины — электродвигатели, трансформаторы, генераторы, аккумуляторы, электросварочное оборудование, кабельные изделия всех видов;
з) железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, вагоны грузовые, вагоны пассажирские, вагоны специальные;
и) суда морские, речные, озерные, сухогрузные, наливные, пассажирские, лесовозы, буксиры, технические суда, плавучие краны, доки;
к) энергетическое оборудование — турбины паровые, газовые и гидравлические, трубопроводы, автоматика для электростанций;
л) оборудование для коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения — подвижной состав для городского электрического транспорта (троллейбусы, трамваи), приборы для газификации, прачечное оборудование, оборудование для химчистки и стирки, торговое оборудование и пр.;
м) оборудование связи — автоматические телефонные станции, телефонная аппаратура, аппаратура радиорелейных линий и др.
Планирование потребности в материально-технических ресурсах
Тракторы и сельскохозяйственные машины.Количество машин по маркам и сроки их использования определяются технологией возделывания сельскохозяйственных культур, структурой посевных площадей и направлением хозяйства.
Необходимое количество машин, требующихся для выполнения сельскохозяйственных работ, определяется по формуле:
(8.1)
где G - потребность машин одной марки на планируемый год;
С2,..., Оп — соответственно, объем работ в хозяйстве (пашня, посевы, сады и т. д.) по напряженному периоду работы, га;
Pл> Pл> Pа, ~ соответственно, суточная выработка агрегата, га; Zл, Pл, Zсп - соответственно, количество рабочих суток в напряженном периоде.
Рассчитанное по формуле (8.1) потребное количество тракторов является эксплуатационным парком, занятым непосредственно на выполнении работ. Здесь не учтены простои тракторов на устранение внезапных отказов, технических обслуживании и т. п., которые достигают значительной величины. Поэтому число тракторов с учетом их надежности должно быть соответственно увеличено.
Выражая надежность машин через коэффициент готовности, потребное количество тракторов определяют следующим образом:
(8.2)
где Пм — потребное количество тракторов с учетом надежности;
Пр — расчетное количество тракторов;
Кг — коэффициент готовности.
С учетом имеющихся в хозяйстве машин, ожидаемого их поступления в текущем году и списания дополнительная потребность в технике определяется следующим образом:
Пд =Пм - Nн - Nп + Nс, (8.3)
где Nи — наличие машин данной марки на начало текущего года;
NN — ожидаемое поступление машин в текущем году;
Nс — число машин, подлежащих списанию в текущем году.
Количество и марки сельскохозяйственных машин и орудий определяются из сводного плана тракторных работ по этим же напряженным периодам, где указано, с какими тракторами они агрегатируются. Для обеспечения выполнения всех видов работ, включенных в сводный план тракторных работ, но не вошедших в напряженный период, следует набор сельскохозяйственных машин, орудий и т. д. проводить в соответствии с данными видами работ.
Расчет потребного числа комбайнов осуществляется путем деления площади, подлежащей уборке урожая, на производительность комбайна в сутки, умноженную на календарные сроки уборки.
Оборудование.Для определения потребности в оборудовании надо знать общую трудоемкость данного вида работ, определяемую по формуле:
(8.4)
N - количество ремонтов по каждой марке машин;
Т1 — трудоемкость рассматриваемого вида работ, чел.-ч;
S - количество марок машин.
Тогда потребность в металлообрабатывающем и другом оборудовании определяется по приведенным ниже формулам. Металлообрабатывающее и кузнечно-прессовое оборудование:
(8.5)
где Т1 - общая трудоемкость станочных и кузнечно-прессовых работ, ч;
к1 - коэффициент, учитывающий выполнение станочных или кузнечно-прессовых работ для нужд ремонтной мастерской, принимается равным 1,05-1,12;
Ф1 — фонд времени станка за смену, ч;
к2 — коэффициент использования оборудования, принимается равным 0,8—0,9;
п — количество смен работы оборудования при односменной работе за год.
Испытательные машины и оборудование:
(8.6)
где Т2 — общий объем работ по обкатке и испытанию двигателей, насосов и других объектов, ч;
к1 — коэффициент, учитывающий возможность повторного испытания узла, принимается равным 1,05-1,07;
Ф2— фонд времени оборудования за одну смену в планируемый период, ч;
k2 коэффициент использования стенда по времени, принимается равным 0,9-0,95.
Сварочные агрегаты:
(8.7)
где Пъ - общая трудоемкость сварочных и наплавочных работ по годовому плану загрузки мастерской, ч;
Ф3 - фонд времени одного сварочного агрегата за смену, ч;
к - коэффициент использования сварочного агрегата, принимается равным 0,7-0,75.
Деревообрабат ывающее оборудование:
(8.8)
где К, - общий объем работ, м3, ч и т. д.;
W' - сменная (часовая) производительность оборудования;
кt - коэффициент использования оборудования, принимается равным 0,8-0,9;
Ф4 - фонд времени оборудования в сменах или часах.
Подъемно-транспортное оборудование:
(8.9)
где К, - максимальный дневной грузопоток, т;
W — часовая производительность оборудования, т/ч;
t - продолжительность работы, ч.
Часовая производительность определяется так:
W = gnk1k2, (8.10)
где g - грузоподъемность оборудования, т;
п — число циклов (перевозок) работы;
к1 - коэффициент использования грузоподъемности, равный 0,6-0,7;
к2 — средний коэффициент использования оборудования по времени, равный 0,6-0,7.
Для определения заказа на дополнительную поставку оборудования необходимо провести следующий расчет:
Nд = Поб-Nн – Nn+Nсп (8.11)
где N д — количество оборудования, подлежащего дополнительной поставке;
Поб — потребное количество оборудования, необходимое для выполнения работ данного вида в течение года;
Nн — наличие одноименного оборудования на начало текущего года;
Nп — планируемое поступление оборудования в текущем году;
Nсп — количество списываемого оборудования в текущем году.
Инструмент.Первичным звеном в цепи определения потребности в инструменте являются его непосредственные сельскохозяйственные потребители. Потребность в инструменте колхозов и совхозов базируется на норме расхода инструмента на 100 условных ремонтов в планируемом парке машин.
В связи с тем, что в сельском хозяйстве значительная часть инструмента используется (кроме ремонта) при работах по тех-
ническому обслуживанию машинно-тракторного парка, планируемый парк машин пересчитывается на условные ремонты. За условную единицу ремонта принимается ремонт трактора ДТ-75 и автомашины ГАЗ-53.
Исходная формула, выражающая потребность в инструменте, имеет вид
(8.12)
где Nуа, N — количество условных ремонтов, соответственно для автомобилей и тракторов;
На, Нт — норма расхода инструмента на 100 условных ремонтов, соответственно по автомобилям и тракторам.
Металлы, метизы, лесные и строительные материалы.Металл, метизы, лесные и строительные материалы расходуются в основном на капитальное строительство, ремонт и эксплуатацию зданий, сооружений, орудий труда, а также на производственные нужды.
Потребность для капитального строительства определяется на основе средневзвешенной нормы расхода металлов и метизов на 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ, полученной на основании утвержденной структуры строительства в данной области, и средних норм расхода материалов на 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ.
Спецодежда и спецобувь.Потребность в спецодежде и спецобуви определяется по формуле:
Пс =Пв.и. + Пу.к. -Qож, (8.13)
где Пви— потребность в спецодежде, спецобуви, идущей на возмещение износа;
П — потребность в спецодежде, спецобуви, требующейся для обеспечения прироста контингента в планируемом году;
Qж — ожидаемый остаток в спецодежде и спецобуви на начало планируемого года.
Находят параметры 77 и и 77 к на основе контингента рабочих и служащих соответственно текущего и планируемого годов, а также нормы расхода изделий, определяемой по формуле:
(8.14)
где tp - расчетный период (принимается равным 12 месяцам); tс - срок службы изделия, мес.
Резинотехнические изделия.Потребность в резинотехнических изделиях на планируемый год определяется с учетом парка машин и норм расхода изделия на одну машину, то есть
П = НN1.1+Опз-Оож-Рн, (8.15)
где П - норма расхода данного изделия на 1 машину;
НN1, - планируемый парк машин;
Опз— переходящий запас в данном изделии;
Оож- ожидаемый остаток на начало планируемого года;
Рн - планируемый объем реставрируемых шин в пересчете на новые.
При расчете потребности в ремнях, рукавах и транспортерной ленте член Рн из формулы (8.15) исключается. Расчет ведется по номенклатуре с учетом размеров изделий. Все параметры, входящие в формулу (8.15), являются расчетными величинами. Планируемый парк машин определяется суммированием парка машин на начало текущего года и ожидаемого их поступления в текущем году за вычетом планируемого количества машин, подлежащих списанию в данном периоде.
Норма расхода шин на одну машину определяется по формуле:
(8.16)
где Lч — планируемый среднегодовой пробег машины;
Lа - амортизационная норма пробега шин;
п — количество колес на машине;
к - коэффициент перевода эталонного гектара (га условной
пахоты), тыс. ч.
Для ремней, рукавов, транспортерной ленты норма расхода вычисляется путем умножения на коэффициент сменяемости имеющихся на одной машине навесок, ремней, рукавов, лент.
Планируемый объем реставрируемых шин в пересчете на новые определяется как произведение планируемого объема реставрируемых шин на норму пробега восстановленных шин, где Зпер- переходящий запас, т.