Потребители

Технические средства механизации сельского хозяйства.Од­ним из основных условий продовольственной безопасности страны является развитие агропромышленного комплекса и в первую очередь производства продуктов питания. Как и в раз­личных видах производства в сельском хозяйстве получение продукции протекает при соединении живого труда с техни­ческими средствами производства.

По определению ученых-экономистов, материально-техни­ческая база сельского хозяйства характеризуется объемом и ра­циональностью структуры основных фондов. В свою очередь, основные фонды разделяются на производственные и непро­изводственные. Первые представляют собой совокупность средств труда и сохраняют свою натуральную форму и функ­ции в период эксплуатации, который является длительным и охватывает несколько производственных циклов. Вторые, не­производственные фонды, — это объекты длительного пользо­вания — административные здания, сооружения, строения соц-культбыта, учреждения и другие объекты, не участвующие в непосредственном создании материальных ценностей.

К основным производственным фондам, активной их час­ти, в сфере сельскохозяйственного производства относятся трак­торы, автомобили, комбайны, сельхозмашины, оборудование животноводческих ферм, зернотоков, цехов и участков перера­ботки сельхозпродукции, станки и ремонтно-технологическое оборудование. Весь этот перечень определяется как техничес­кие средства производства.

Основные производственные 4онды классифицируются по двум признакам, характерным определенным группам: про­изводственное назначение основных фондов и их примерно одинаковый срок службы. Указанные группы основных фон­дов могут, в свою очередь, подразделяться на подгруппы для более точной классификации.

Следует отметить, что объемы и структура технических средств производства меняются во времени и требуют система­тического уточнения. Необходимость такого анализа продик­тована в первую очередь требованиями сельскохозяйственного производства и экономической ситуацией в стране. Для сис­темной оценки уровня механизации в сельском хозяйстве раз­работана специальная методика.

С одной стороны, научно-технический прогресс выдвигает требования совершенствовать производственные процессы, то есть внедрять высокопроизводительные, эффективные маши­ны, которые уже разработаны в научных организациях и кон­структорских бюро. С другой — воспроизводство таких техни­ческих средств и их реализация сельхозпроизводителям требу­ют устойчивого и обеспеченного финансирования этих про­цессов. Заводы-изготовители должны иметь денежные средства для производства техники, а крестьяне - чтобы купить ее. В настоящее время ни одно из этих условий в необходимых объе­мах не обеспечено.

К основным характеристикам технических средств при обосновании их воспроизводства относятся: износ, аморти­зация, срок службы, затраты на поддержание машин в рабо­тоспособном состоянии, выработка машин. На основе этих характеристик разработаны методики определения сроков службы, оценки величины физического износа и остаточной стоимости машин, определения их восстановительной сто­имости в связи с моральным износом и другие материалы. Предложены решения некоторых вопросов воспроизводства машинно-тракторного парка, дается обоснование рациональ­ного его состава.

Запасные части. Всоответствии с ГОСТ 18322-78 запасная часть — это составная часть изделия, предназначенная для за­мены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспо­собности изделия. Комплект ЗИП — этот запасные части, ин­струменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей исполь­зования. К принадлежностям могут относиться контрольные приборы, приспособления и т. д.

Запасные части, как правило, делятся на группы: трактор­ные, автомобильные, к сельскохозяйственные машинам, к тех­нологическому оборудованию, к оборудованию для животно­водческих ферм, к оборудованию перерабатывающих предпри­ятий, к электродвигателя и электроустановкам и т. д.

Расчет потребности в запасных частях осуществляется по специально разработанным нормативам: для капитального и текущего ремонта, для эксплуатации и т. д. Например, для трак­торов и комбайнов норматив устанавливается на 100 списоч­ных машин.

Черные металлы. Кэтой группе продукции относятся: а) прокат черных металлов; б) метизы, то есть металлические из­делия; в) сырье для черной металлургии. Прокат черных метал­лов включает балки, швеллеры, крупносортовую, среднесортовую и мелкосортовую рядовую и качественную сталь, толсто­листовую и тонколистовую сталь, различные виды проката ин­струментальной, конструкционной, быстрорежущей и других специальных видов стали. Основные потребители проката чер­ных металлов — машиностроительная и сельскохозяйственная промышленность, ремонтные предприятия, коллективные и фермерские хозяйства.

Метизы. Это металлические изделия, номенклатура кото­рых отличается большим разнообразием. Сюда входят: болты, гайки, шайбы, проволока разных сечений и сортов, лента сталь­ная, стальные канаты, стальная сетка, проволочные гвозди, сва­рочные электроды и т. п. Металлические изделия нужны по существу всем отраслям народного хозяйства страны. Однако основными потребителями метизов являются: машиностроение и сельское хозяйство, потребляющие основную массу болтов, гаек, шурупов, винтов, заклепок, стальной ленты, электродов и т. п.; строительство, использующее проволоку всех сечений, стальную сетку, гвозди; лесная промышленность, нуждающая­ся в стальных тросах и канатах для лесозаготовок и лесосплава; стальной трос используется также для строительства мостов, мачт, башен и других объектов.

Трубы. Их обычно подразделяют на металлические и неме­таллические. К металлическим относятся: стальные, чугунные, эмалированные, бесшовные, сварные, тонкостенные, обсадные, бурильные, нефтяные, газовые, водопроводные и т. д. Неме­таллические трубы бывают железобетонные, керамические, ас­боцементные, стеклянные, поливинилхлоридные и др.

Значительная часть труб используется в нефтяной и газовой промышленности, для строительства нефтепроводов и газопро­водов, в химической промышленности, машиностроении, сель­ском хозяйстве, в коммунальном строительстве — для сооруже­ния водопроводов, канализации, газопроводов, теплофикации.

Пластмассовые трубы, обладая целым рядом ценных физико-механических свойств, заменяют многие виды металлических труб в различных отраслях промышленности и строительства.

Топливо (котельно-печное). Вэту группу средств производ­ства входит твердое топливо (каменный уголь, антрацит, бурый уголь, сланцы, торф, дрова и газообразное топливо), то есть искусственный и природный газ. Все виды топлива планиру­ются и распределяются между потребителями не только в нату­ральных единицах, но и в пересчете на условное топливо. За такую условную единицу принимается топливо, 1 кг которого при сгорании выделяет 7000 калорий тепла. Все конкретные виды топлива переводятся в условное топливо по коэффициен­ту теплотворности, установленному для каждого конкретного вида. Так, для донецкого угля этот коэффициент равен 0,95, для бурого подмосковного — 0,42, для нефти — 1,42 и т. д.

Основными потребителями угля являются: черная метал­лургия (в том числе коксовая промышленность), цветная ме­таллургия, промышленность строительных материалов (цемен­тная и др.), тепловые электростанции. Потребляют уголь и дру­гие отрасли народного хозяйства, в том числе сельское хозяй­ство, а также частный сектор.

Нефтепродукты.Основными видами нефтепродуктов явля­ются: авиационный и автомобильный бензины, керосин, ди­зельное и моторное нефтетопливо, мазут, различные минераль­ные масла (авиационное, дизельное, трансформаторное, автол и др.), парафин и нефтяные битумы.

Различные виды нефтяного топлива используются авиаци­онным и автомобильным транспортом, тракторами, комбайна­ми, стационарными установками в сельском хозяйстве, в про­мышленности (в промышленных котельных, в мартеновских, прокатных и термических цехах), на морским, речном и желез­нодорожном транспорте, в химической промышленности, а так­же на нефтеперерабатывающих заводах и на электростанциях.

Электроэнергия.Наиболее крупным потребителем электро­энергии является тяжелая и легкая промышленность, на долю которой приходится около 60 % всей выработки электроэнер­гии в стране. Крупными потребителями электричества следует считать также железнодорожный транспорт (около 7 %), сельс­кое хозяйство (5 %), хозяйство городов и рабочих поселков (14 %).

Среди отраслей промышленности на первом месте находится черная и цветная металлургия, далее следуют химическая, неф­тедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, угольная промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов и текстильная.

Химикаты и резинотехнические изделия. Кэтой группе средств производства относятся:

а) продукция основной химии — каустическая и кальцини­рованная сода, азотная, серная, соляная и борная кислоты, минеральные азотные, калийные и фосфатные удобрения, ядо­химикаты и пр.;

б) продукция органического синтеза — синтетические спир­ты; синтетическая соляная и уксусная кислоты, ацетон, фенол;

в) пластические массы и порошки, полиэтилен, феноплас­ты, винипласты, поливинилхлоридные смолы, синтетический каучук, вискозное, ацетатное, капроновое, нитроновое, лавса­новое и прочие искусственные и синтетические волокна;

г) анилиновые красители, лаки, эмали, белила, растворители;

д) резинотехническая продукция — шины для автомобилей и сельскохозяйственных машин, лента конвейерная и транс­портерная, ремни прорезиненные приводные, рукава и т. п.

Лесные материалы.Эта важная группа средств производства состоит из следующих основных видов:

а) древесина деловая. Сюда относятся: строительный лес, шпалы железнодорожные, рудничная стойка, столбы для ли­ний связи, а также сырьевые сорта — лесофанерное сырье, спи­чечное сырье, сырье для бумажно-целлюлозной промышлен­ности (так называемые балансы), дубильно-экстрактовое сы­рье, кряжи для клепки и тары и др.;

б) пиломатериалы, используемые в мебельной промышлен­ности, для производства и ремонтных работ в промышленном и жилом строительстве, автомобилестроении, сельскохозяй­ственном машиностроении, в тарной промышленности и т. д.;

в) готовые изделия из дерева — фанера клееная и ножевая (употребляемая для фанеровки мебели благородными сортами древесины), столярные плиты (изготовляемые из опилок и стру­жек), стандартные дома и отдельные детали к ним, тарная дощечка.

Основные потребители лесных материалов: бумажно-цел­люлозная, тарная и мебельная промышленность, сельское хо­зяйство, железнодорожный транспорт, вагоностроение, авто­мобилестроение, капитальное строительство и другие отрасли.

Бумажно-целлюлозная продукция.В эту группу централизо­ванно распределяемой продукции входят:

а) бумага газетная, писчая, типографская, папиросная, ка­бельная, упаковочная, конденсаторная и другие сорта, имею­щие второстепенное значение;

б) картон тарный, кровельный, переплетный, электрокар­тон, то есть картон, используемый для производства различных электроизделий в качестве изоляционного материала;

в) изделия из бумаги, например метки, хартонная тара, обои, тетради, пергамент и др.

Строительные материалы.Они представляют собой большую номенклатуру материальных ресурсов:

а) цемент различных марок, используемый в основном для строительства и изготовления строительных железобетонных деталей, производства шифера и асбоцементных труб;

б) шифер — твердый кровельный материал, применяемый для покрытия всех видов и категорий зданий и сооружений;

в) мягкая кровля (толь, рубероид), используемая в строи­тельстве, главным образом на селе и в небольших городах, а также для изоляции;

г) стекло оконное, зеркальное, полированное, небьющееся, потребляемое главным образом для строительства зданий, а также в вагоностроении, автомобилестроении, изготовлении радиоприемников и телевизоров, в мебельном производстве;

д) линолеум, идущий в строительстве для покрытия полов и стен, а также в вагоностроении;

е) асбест, или горный лен, используемый как противопо­жарный материал для изоляции при строительстве зданий в пожароопасных местах, а также для изготовления огнеупор­ных тканей;

ж) белила свинцовые, цинковые и литопонные, краски и олифы. Наиболее прочными и устойчивыми являются свинцо­вые и цинковые белила.

Оборудование, машины и кабельные изделия. Это самая большая группа средств производства. Она подразделяется на следующие подгруппы:

а) продукция тяжелого машиностроения — котлы, метал­лургическое прокатное оборудование, горно-шахтное оборудо­вание, буровое оборудование, строительные и дорожные ма­шины, подъемно-транспортное оборудование, дизели и дизель-генераторы;

б) станкостроение — металлорежущие токарные, расточные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные станки, кузнечно-прес-совое и литейное оборудование;

в) химическое, насосно-компрессорное, холодильное обо­рудование, нефтеаппаратура, промышленная аппаратура;

г) автомобильная промышленность — автомобили грузовые, легковые, повышенной проходимости, автосамосвалы, автобу­сы, авторефрижераторы, автоцистерны, автобензозаправщики, молоковозы, муковозы, прицепы, автомобильные двигатели;

д) тракторное и сельскохозяйственное машиностроение — тракторы, тракторные двигатели, сельскохозяйственные маши­ны, автопередвижные мастерские и т. д.;

е) подшипники качения;

ж) электромашины — электродвигатели, трансформаторы, генераторы, аккумуляторы, электросварочное оборудование, кабельные изделия всех видов;

з) железнодорожный подвижной состав — электровозы, теп­ловозы, вагоны грузовые, вагоны пассажирские, вагоны спе­циальные;

и) суда морские, речные, озерные, сухогрузные, наливные, пассажирские, лесовозы, буксиры, технические суда, плавучие краны, доки;

к) энергетическое оборудование — турбины паровые, газо­вые и гидравлические, трубопроводы, автоматика для электро­станций;

л) оборудование для коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения — подвижной состав для городского электрического транспорта (троллейбусы, трамваи), приборы для газификации, прачечное оборудование, оборудование для химчистки и стирки, торговое оборудование и пр.;

м) оборудование связи — автоматические телефонные стан­ции, телефонная аппаратура, аппаратура радиорелейных ли­ний и др.

Планирование потребности в материально-технических ресурсах

Тракторы и сельскохозяйственные машины.Количество ма­шин по маркам и сроки их использования определяются техно­логией возделывания сельскохозяйственных культур, структу­рой посевных площадей и направлением хозяйства.

Необходимое количество машин, требующихся для выпол­нения сельскохозяйственных работ, определяется по формуле:

(8.1)

где G - потребность машин одной марки на планируемый год;

С2,..., Оп — соответственно, объем работ в хозяйстве (паш­ня, посевы, сады и т. д.) по напряженному периоду работы, га;

Pл> Pл> Pа, ~ соответственно, суточная выработка агрегата, га; Zл, Pл, Zсп - соответственно, количество рабочих суток в на­пряженном периоде.

Рассчитанное по формуле (8.1) потребное количество трак­торов является эксплуатационным парком, занятым непосред­ственно на выполнении работ. Здесь не учтены простои трак­торов на устранение внезапных отказов, технических обслужи­вании и т. п., которые достигают значительной величины. По­этому число тракторов с учетом их надежности должно быть соответственно увеличено.

Выражая надежность машин через коэффициент готовно­сти, потребное количество тракторов определяют следующим образом:

(8.2)

где Пм потребное количество тракторов с учетом надежности;

Пр расчетное количество тракторов;

Кг коэффициент готовности.

С учетом имеющихся в хозяйстве машин, ожидаемого их поступления в текущем году и списания дополнительная по­требность в технике определяется следующим образом:

Пд =Пм - Nн - Nп + Nс, (8.3)

где Nи наличие машин данной марки на начало текущего года;

NN ожидаемое поступление машин в текущем году;

Nс число машин, подлежащих списанию в текущем году.

Количество и марки сельскохозяйственных машин и ору­дий определяются из сводного плана тракторных работ по этим же напряженным периодам, где указано, с какими тракторами они агрегатируются. Для обеспечения выполнения всех видов работ, включенных в сводный план тракторных работ, но не вошедших в напряженный период, следует набор сельскохо­зяйственных машин, орудий и т. д. проводить в соответствии с данными видами работ.

Расчет потребного числа комбайнов осуществляется путем деления площади, подлежащей уборке урожая, на производи­тельность комбайна в сутки, умноженную на календарные сро­ки уборки.

Оборудование.Для определения потребности в оборудова­нии надо знать общую трудоемкость данного вида работ, опре­деляемую по формуле:

(8.4)

N - количество ремонтов по каждой марке машин;

Т1 трудоемкость рассматриваемого вида работ, чел.-ч;

S - количество марок машин.


Тогда потребность в металлообрабатывающем и другом обо­рудовании определяется по приведенным ниже формулам. Металлообрабатывающее и кузнечно-прессовое оборудование:

(8.5)

где Т1 - общая трудоемкость станочных и кузнечно-прессовых ра­бот, ч;

к1 - коэффициент, учитывающий выполнение станочных или кузнечно-прессовых работ для нужд ремонтной мастерской, при­нимается равным 1,05-1,12;

Ф1 фонд времени станка за смену, ч;

к2 коэффициент использования оборудования, принимается равным 0,8—0,9;

п — количество смен работы оборудования при односменной работе за год.

Испытательные машины и оборудование:

(8.6)

где Т2 общий объем работ по обкатке и испытанию двигателей, насосов и других объектов, ч;

к1 коэффициент, учитывающий возможность повторного ис­пытания узла, принимается равным 1,05-1,07;

Ф2— фонд времени оборудования за одну смену в планируемый период, ч;

k2 коэффициент использования стенда по времени, прини­мается равным 0,9-0,95.

Сварочные агрегаты:

(8.7)

где Пъ - общая трудоемкость сварочных и наплавочных работ по годовому плану загрузки мастерской, ч;

Ф3 - фонд времени одного сварочного агрегата за смену, ч;

к - коэффициент использования сварочного агрегата, прини­мается равным 0,7-0,75.

Деревообрабат ывающее оборудование:

(8.8)

где К, - общий объем работ, м3, ч и т. д.;

W' - сменная (часовая) производительность оборудования;

кt - коэффициент использования оборудования, принимается равным 0,8-0,9;

Ф4 - фонд времени оборудования в сменах или часах.

Подъемно-транспортное оборудование:

(8.9)

где К, - максимальный дневной грузопоток, т;

W — часовая производительность оборудования, т/ч;

t - продолжительность работы, ч.

Часовая производительность определяется так:

W = gnk1k2, (8.10)

где g - грузоподъемность оборудования, т;

п — число циклов (перевозок) работы;

к1 - коэффициент использования грузоподъемности, равный 0,6-0,7;

к2 средний коэффициент использования оборудования по времени, равный 0,6-0,7.

Для определения заказа на дополнительную поставку обо­рудования необходимо провести следующий расчет:

Nд = Поб-Nн – Nn+Nсп (8.11)

где N д — количество оборудования, подлежащего дополнительной поставке;

Поб — потребное количество оборудования, необходимое для вы­полнения работ данного вида в течение года;

Nн — наличие одноименного оборудования на начало текущего года;

Nп планируемое поступление оборудования в текущем году;

Nсп количество списываемого оборудования в текущем году.

Инструмент.Первичным звеном в цепи определения потреб­ности в инструменте являются его непосредственные сельско­хозяйственные потребители. Потребность в инструменте кол­хозов и совхозов базируется на норме расхода инструмента на 100 условных ремонтов в планируемом парке машин.

В связи с тем, что в сельском хозяйстве значительная часть инструмента используется (кроме ремонта) при работах по тех-

ническому обслуживанию машинно-тракторного парка, плани­руемый парк машин пересчитывается на условные ремонты. За условную единицу ремонта принимается ремонт трактора ДТ-75 и автомашины ГАЗ-53.

Исходная формула, выражающая потребность в инструмен­те, имеет вид

(8.12)

где Nуа, N — количество условных ремонтов, соответственно для автомобилей и тракторов;

На, Нт норма расхода инструмента на 100 условных ремонтов, соответственно по автомобилям и тракторам.

Металлы, метизы, лесные и строительные материалы.Ме­талл, метизы, лесные и строительные материалы расходуются в основном на капитальное строительство, ремонт и эксплуата­цию зданий, сооружений, орудий труда, а также на производ­ственные нужды.

Потребность для капитального строительства определяется на основе средневзвешенной нормы расхода металлов и мети­зов на 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ, полученной на основании утвержденной структуры строитель­ства в данной области, и средних норм расхода материалов на 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ.

Спецодежда и спецобувь.Потребность в спецодежде и спе­цобуви определяется по формуле:

Псв.и. + Пу.к. -Qож, (8.13)

где Пви потребность в спецодежде, спецобуви, идущей на возме­щение износа;

П — потребность в спецодежде, спецобуви, требующейся для обеспечения прироста контингента в планируемом году;

Qж ожидаемый остаток в спецодежде и спецобуви на начало планируемого года.

Находят параметры 77 и и 77 к на основе контингента рабочих и служащих соответственно текущего и планируемого годов, а также нормы расхода изделий, определяемой по формуле:

(8.14)

где tp - расчетный период (принимается равным 12 месяцам); tс - срок службы изделия, мес.

Резинотехнические изделия.Потребность в резинотехничес­ких изделиях на планируемый год определяется с учетом парка машин и норм расхода изделия на одну машину, то есть

П = НN1.1пзожн, (8.15)

где П - норма расхода данного изделия на 1 машину;

НN1, - планируемый парк машин;

Опз переходящий запас в данном изделии;

Оож- ожидаемый остаток на начало планируемого года;

Рн - планируемый объем реставрируемых шин в пересчете на новые.

При расчете потребности в ремнях, рукавах и транспортер­ной ленте член Рн из формулы (8.15) исключается. Расчет ве­дется по номенклатуре с учетом размеров изделий. Все пара­метры, входящие в формулу (8.15), являются расчетными вели­чинами. Планируемый парк машин определяется суммирова­нием парка машин на начало текущего года и ожидаемого их поступления в текущем году за вычетом планируемого количе­ства машин, подлежащих списанию в данном периоде.

Норма расхода шин на одну машину определяется по фор­муле:

(8.16)

где Lч планируемый среднегодовой пробег машины;

Lа - амортизационная норма пробега шин;

п — количество колес на машине;

к - коэффициент перевода эталонного гектара (га условной

пахоты), тыс. ч.

Для ремней, рукавов, транспортерной ленты норма расхода вычисляется путем умножения на коэффициент сменяемости имеющихся на одной машине навесок, ремней, рукавов, лент.

Планируемый объем реставрируемых шин в пересчете на новые определяется как произведение планируемого объема реставрируемых шин на норму пробега восстановленных шин, где Зпер- переходящий запас, т.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: