По определению Л.С.Выгодского переходный возраст включает в себя два ряда процессов: натуральный (процессы биологического созревания организма, в том числе и половое созревание); социальный ( процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова).
Как же проходят эти процессы у наших подростков, решающих свои возрастные задачи?
Хорошо б, как на уроках физики: взял нужную формулу – подставил – решил. Жаль, так не выйдет.
В том беда (или благо), что в разном возрасте аспекты своей возрастной задачи подросток решает по-разному. В четырнадцать лет, например, не так как в одиннадцать или в шестнадцать.
Подросток меняется из месяца в месяц и на одну и ту же ситуацию он, вполне вероятно, в разном возрасте будет по-разному реагировать. И по-другому себя вести. И оценивать по-другому.
А что это значит – для нас? Что и родителям приходится перестраиваться.
Каждая новая ситуация вдруг оказывается и похожей на предыдущую, и другой, и - требует от родителей нового осмысления и новых решений.
Вот где «зарыта» главная трудность: наши сыночки-дочки постоянно меняются. Мы только подладились под «новые новости», только осознали, усвоили, как лучше нам поступать - а он уже изменился.
Значит, пора в чём-то меняться и нам.
А если меняться (менять свою тактику, отношения) не захотите? Тогда готовьтесь к стычкам, конфликтам, «окопной войне».
Три «П» для подростка
С подрастающими детьми особых трудностей не случается, если родители:
а) понимают, что с детьми происходит (и - что и когда от детей ожидать);
б) принимают те естественные изменения, что с подростком случаются и
в) помогают ему.
Главная наша задача – в этом подростку помочь. Понимая и принимая вместе со всеми фокусам и поддерживая его.
Что меняется, как меняется
или